Виртуальный музей поселка: Предметы "старины глубокой"

Главная / О поселке / Виртуальный музей поселка: Предметы "старины глубокой"

Виртуальный музей  

Виртуальный музей — это своего рода визуальный путеводитель по музею, который позволяет Вам посетить выставочные залы известнейших музеев, не отходя от мониторов Ваших компьютеров./ Толковый словарь/

Наш виртуальный музей создан по материалам краеведческих музеев  поселка и  с использованием  архивов жителей  Валериановска.

Предметы "старины глубокой"

Утварь валериановцев в 18-19 веках.

Утварь (от глагола творить, т.е. делать, производить, создавать: ср. творец, творчество) — в русском языке самое общее обозначение искусственно созданных и движимых предметов интерьера ("все движимое в доме") или предметов обихода... , а также элементы одежды./ Толковый словарь/.

Утварь рассказывает как был обустроен быт жителей нашего поселка в прошлом.

В большом употреблении была   утварь, изготовленная из природных материалов: дерева,  бересты, плетенная из прутьев, глины, позже использовался металл.  Металлическая утварь валериановцев  была в основном железная, чугунная, медная, оловянная или серебряная. Если такая утварь была  в доме, то это говорило о  зажиточности семьи.  Такую утварь особо берегли  и передавали как  семейную традицию. Некоторые предметы обихода были сделаны самими жителями, некоторые привозилась с ярмарок.

Очень важной и необходимой была утварь для приготовления и хранения пищи.

Поэтому  хозяйстве было много предметов, помогающих в приготовлении пищи. 

Кринка  (крынка) – расширяющийся   книзу удлинённый глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.  Слово «кринка» (кувшин) произошло от слова «кривой». /Толковый словарь/.  Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горло, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

 

 Чугу́н — большой горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи./ Толковый словарь/. 

У жителей поселка в домах имелись разные чугуны: крупные  на 5-9 литров и маленькие на 1-3 литра. Маленькие называли чугунками.

 Чугун ставили и  вынимать  из печи с помощью особого инструмента  — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

         
 Туес – цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой. Прямой перевод этого слова – «коробка из берёсты»./ Толковый словарь/.

Туеса были в каждом доме. Плести туесок, чтобы он был красивый и практичный, умели многие валериановцы. Они изготовляли их разными и по форме, и по  размеру. Это уж у кого как сработает фантазия: кто – то делал   круглые, овальные, квадратные, треугольные, большие и  маленькие, для сыпучих продуктов, для грибов и ягод, были туеса для жидкостей и прочего предназначения. 

   Это не просто лопата - это садник. Широкая плоская лопата, обычно целиком деревянная, на длинном черенке, с помощью которой вынимают из печи испеченный хлеб. Такие лопаты делали сами жители их дерева.

 

 

Это ступа или ступка.

Емкость, в которой толкут - размельчают  какие-либо продукты. Ступы в домах были разные: и большие, и маленькие. К примеру, в больших ступах изготавливали крупы из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. 

Ступа присутствовала в каждом доме. У многих в обиходе есть ступки и внастоящее время.

Ступа - это прабабушка современного блендера.

  

В XIX веке самовар для валериановцев, как и для всех русских людей,  стал национальной культурной традицией.
Помимо главной функции, самовар был и еще и предметом украшения стола и всего дома.
Медные самовары - особо были в цене.

Самовар – один из символов гостеприимного дома.

   При помощи коромысла носили воду из колодца.  Коромысло укладывали на плечи, а на крючки по его краям вешали ведра с водой. 

Белье  стирали на специальных стиральных досках, кипятили  со щелоком ( получали из печной золы) в больших баках.  Белье доставали из баков специальными щипцами.

 

Рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья. 

Сухое белье или одежду нама­тывали на ровную груглую палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. На­зывался такой «утюг» рубель. 

Использовали вальки и рубели и при стирке. На реке таким вальком женщины,  выбивали грязь из мокрого белья и одежды.

 

В домах были разные утюги.  Чаще встречался угольный утюг. Принцип его работы  простой - в корпус закладывали раскаленные угли и закрывали крышкой. Для лучшей тяги в утюге есть отверстия.  При глажении таким утюгом, женщины им размахивали, чтобы улучшить тягу и разогреть угли.

Были утюги и те, которые просто нагревались на печке.

     

По словам старожилов  серебряную посуду могли себе позволить только управляющие прииска.

   Металлическая  масленка, емкость для машинного масла.
    Табакерки вошли в жизнь поселка в начале 19 века. Первые металлические коробочки были очень маленькие и в основном довольно плоские, помещались на ладони. Их  привозили из Китая. До этого табак храними в мешочках из холста.
Были в обиходе и бутылочки из стекла. Эта датируется 1895 годом. Хозяин сказал, что в ней хранили ароматический нюхательный табак.
  Цеп. Это удивительное приспособление  для молочения состоит из двух палок, соединенных кожаным ремешком, веревкой или металлом. Одна, та что подлиннее, служила ручкой, другая, что покороче, но потяжелее - ударной частью. Эту, вторую, бьющую часть делали из твердой породы дерева, например, из лиственницы и часто с утолщением на конце, чтобы удар был сильнее.
    Самотканные половики.  Станок.
    Часы и компас 1900 года  Венский стул.

Согласно словарю С.И.Ожегова,  «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».

 Такие сундуки были в каждом доме, иногда разных размеров и стояли горкой. Их бережно хранили и передавали по наследству.

 

 Весы с чашей для взвешивания.

Инструмент старателей  Валериановского прииска.

   

 

Патефон — механическое устройство  для проигрывания граммофонных пластинок,  в качестве привода применялся пружинный двигатель,
 а звукоусиление производилось с помощью
 раструба, скрытого внутри корпуса. 
Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны.
 Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода 
пружины хватало на проигрывание одной — 
реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону).
 Громкость патефона весьма велика — около 80-100 дБ, 
Однако качество звука обычно было невысоким:  звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями.
 Качество звука зависело от изношенности иглы.

   Одни из первых  катушечных магнитофонов, которые появились в поселке  после войны. Они предназначенны для записи и воспроизведения звука в домашних условиях на ферромагнитной ленте.

  
В 1960-е годы в школе появились кинопроекторы и фильмоскопы. 
   

    

       

В  Валериановске первые фотоаппараты появились в 1930-х годах. Они были громозкие и тяжелые. В  те времена использовали  черно-белую пленку,  сами проявляли ее и печатали фотографии.

     

     В школу ходили с холщевыми сумками, до их появления дети складывали учебники в стопку и перевязывали её кожаным или тканевым ремнем.  В начале 19 века появились портфели. Писали карандашом. В конце 18 века появились чернила, стали писать остро заточенными перьями птиц, чаще всего гусиными. Затем вместо гусиных, начали использовать стальные перья, насаженные на деревянный стержень ручка. Стальное перо стало прообразом письменного прибора под названием «авторучка». Чернила набирались в баллончик ручки специальным поршнем.

      Школьные тетради. 1952 г.
             
      
       Детские коньки. Привязывались веревкой к валенкам.
       
Это читали наши валерриановцы. 1905 год.


          Денежные знаки 1961-1993 год

 


   

 Документы 1935- 1940 годов, дающие право на работу.
    
Такие паспорта выдавали жителям поселка в 1911 году.
      

Валериановцы вступали в ДОСААФ ( добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), в профсоюз.

Самоотверженно трудились на стройке и осваивали новые земли. 

Уважаемые валериановцы, если  у вас есть интересные предметы "старины глубокой", присылайте фото для виртуального музея.