Необъективность оценивания, ВПР, математическая константа и здоровый пофигизм.

Главная / События / Необъективность оценивания, ВПР, математическая константа и здоровый пофигизм.
06 Декабря 2019
Необъективность оценивания, ВПР, математическая константа и здоровый пофигизм.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это предлагаемая Рособрнадзором  независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
 И, тем не менее, они  сыграли  в жизни некоторых школ злую шутку, под названием «необъективность оценивания». 
Математическая константа 
Справка
Математическая константа - величина,
 значение которой не меняется.
Математическая константа наблюдается в разных сферах нашей жизни.

 С её помощью можно анализировать и определить качество или вероятность того или иного события.
 
Например: 
1.Потребление алкоголя в России на душу населения  2018 г. 15,6 л литров. Математическая константа.  Если в какой – то области меньше, а в какой – то области больше, значит, вмешался посторонний фактор. Этим фактором может быть административный ресурс, местный закон и т.д.
2.Как определяется качество стрельбы?  По степени разброса «отверстий» вокруг мишени. На помощь приходит математическая константа.  При наличии  среднего значения, очень жестко обозначается коридор, в который попадут качественные результаты. А про те, которые не попали, можно с уверенностью сказать, что были изменены исходные условия, например, ветер, стрелка  кто-то толкнул под руку, отвлек….
3.Существует математическая константа для активности людей. Сама активность людей укладывается в 2 % от численности того или иного населенного пункта. Например, если в поселке  проживает 2000 человек, для которых проводится та или иная акция, то следует ожидать, что в ней примут участие только 40 человек.  Это математическая константа. Если активности нет, или она вышла за пределы, значит, есть повод  анализировать почему так. Вмешивается фактор: акция никому неинтересна (активность в пределах1-5%), а может супер интересна и в ней приняли участие не 2%, а 50% или еще более….
Таких примеров можно приводить много…….
А в образовании как?
В образовании тоже существует  эта математическая константа.

В основе ее, как ни странно, лежит биологический фактор.  Природа распределила способность к обучению, восприятию  знаний, формированию навыков, эволюционно, и если хотите, генетически, очень своеобразно.  Не более 5% процентов детей способны полностью усваивать школьную программу - это и есть отличники. 5 % детей  в классе не могут  усвоить программу (не дано от природы) - это и есть двоечники, остальные  -   55 %  учатся на тройки и   35%  на четверки. Если в цифрах, то условно в классе должен быть один отличник и один  двоечник. В масштабах школы, если в школе примерно  10 классов, то соответственно, 10 отличников и 10 двоечников. С отличниками понятно, примерно так и есть. Но что ждет школу, если по итогам четверти будет 10 двоечников!
 В константу вмешивается негативный административный фактор. 

10 двоечников! Это страшнее «необъективности» и это, по сути, тот фактор, который формировался десятилетиями в стране и привел к несоответствию результатов ВПР и итоговых оценок учащихся.  
100% успеваемость в школе – цель всех вышестоящих организаций.  Разборки и объяснительные записки по каждому случаю  требовались от учителей, директоров, использовался весь административный ресурс, чтобы в школе была 100 % успеваемость. Тоже самое, можно сказать и о качестве знаний.   Тема «повышения качества знаний» звучит на всех уровнях. В результате  по итогам года: успеваемость 100 %, качество знаний 60-70 % , хотя в соответствии уже  не с математической, а биологической  константой качество знаний д. б. не более 35- 40 %
В жизни всегда к математической константе примешиваются и другие, чаше социальные или медицинские  факторы, вызывающие отклонение. Класс на класс не приходится, иногда  в одном классе много отличников, а в другом много двоечников,  иногда бывает много медалистов-выпускников, а иногда их годами в школе нет. 

Это для школы нормально!  Вмешиваются разные факторы, которые и нарушают эту математическую константу. Надо понимать, что в рамках отдельно взятой школы – это результат, который имеет одно значение. А в  регионе или в стране – где вычисляется показатель в  рамках  большого количества учащихся  -  это есть совсем другой результат.
Видимо об этой константе знает  замглавы ведомства А. Музаев, потому что на совещании в Совете Федерации он заявил, что порядка 20 % российских школ выставляет всем своим выпускникам "отлично" за итоговое выпускное сочинение, что делает эту процедуру для Рособрнадзора необъективной.
 20 % - это много, согласно константе должно быть примерно 5 %.  По стране. А в отдельно взятой школе может быть и 30%.  Смотря, какой класс! Смотря, какой учитель!
 Или такой пример:
По результатам ВПР среднее значение (вычисленное после получения результатов по всей стране условно равно 46%, а коридор - плюс-минус 2%, то по мнению Рособрнадзора, все  школы!  должны уложиться в этот коридор, а если  не уложился, то к данной школе сразу возникают  вопросы, а не  завысили ли результаты, а честно ли писали ВПР? Таким образом, всякий результат за рамками «установленного  коридора», по их мнению, сомнительный. И отправленные школой результаты попадают в жесткие,  объятия закона больших чисел, не терпящего обмана и подтасовок. 

Срабатывает математическая константа, величина, которой не меняется и одинакова для всех маленьких, больших,  общеобразовательных и элитных школ.
 

Вот  и родилась «необъективность оценивания».

Что делать, чтобы результаты были объективными?
1.Избавиться от стереотипа, что в школе должна быть 100 % успеваемость и высокий % качества знаний. Такого быть не может априори! Не заложено природой!
2.Необъективность оценивания - это непопадание каких-то результатов школы по каким-то из показателей в коридор  объективности, установленный Рособрнадзором. Не стоит пытаться угадать, каким будет среднее значение по России, и каким будет коридор объективности и коридор  отклонения,  это невозможно!  Постарайтесь соединить биологический фактор, заложенный природой (см. выше)   с математической константой.
 
Для этого:
-Нужно провести  ВПР в классах основываясь  на здоровый пофигизм  т.е. никому из учеников не помогая, никого не сдерживая, не подсказывая и не вникая в суть заданий, не сравнивая задания с программой. Пусть учащиеся пишут как знают, как умеют, как научены.
Справка.  
Здоровый пофигизм — это честность
перед собой и способность смотреть трудностям в глаза,
не  впадать в панику или депрессию,
не тратить энергию на бестолковую суету,
на гадание «напишут, не напишут эти ВПР»,
здоровый пофигизм – это здравый смысл. 

-Проверять работы нужно строго по критериям, в случае спорных моментов - советоваться, созваниваться с коллегами, методистами, уточнять нюансы, читать методички.
-Не согласовывать  и не подтасовывать  результаты ВПР  с оценками ученика за четверть, за год. 
Эти простые условия гарантирует объективность оценивания,  и школа не попадет  в «необъективность оценивания». Какая бы не была  в классе успеваемость,  проведя работу,  как  описано выше, вы никогда не попадете в категорию «необъективность оценивания».

Трудно поверить в то, как срабатывает математическая константа, и как она связана  с биологическими особенностями учащихся, трудно поверить  в истинность  неизвестной никому цифры, но  жизненная практика показывает, что цифры не врут, а биологические и математические законы действуют. 
3.Всероссийские проверочные работы (ВПР) – не  зверь, бояться их  не надо. 
Но готовиться к ним, конечно, нужно.
Педагоги со стажем, наверное, помнят, что в далекие советские времена, определяли  степень обученности учащихся  по методике академика В.П. Симонова.
Формула сложная, но эффективная.

Пользуясь ей, каждый учитель  должен проверить себя,  как научены учащиеся по его предмету, еще до проведения ВПР.

Формула, которая  показывает фактическую эффективность  учебной деятельности по классу, называется СОУ (Степень обученности обучающихся).
Формула разработана академиком Симоновым В.П.
 
К−во «5»∙1+К-во «4»∙0,64+К-во «3»∙0,36+К-во «2»∙ 0,24
__________________________________________________ .100%
Количество всех отметок
Степень обученности обучающихся, выраженная в процентах, позволяет установить уровень обученности.
 
В педагогической практике используют четыре уровня:
низкий уровень 0 – 49%;
критический уровень 50 - 63%;
допустимый уровень 64 – 79%;
оптимальный уровень 80 – 100%
Если, ваши ученики, показывают  допустимый уровень, и даже критический, вы никогда! не попадете в «необъективность оценивания». 

 Вот тогда и можно включать здоровый  пофигизм на  ВПР.
 Будьте спокойны и уверены в себе, педагоги. Все будет хорошо. С наступающим Новым годом! Здоровья и успехов. Л.Г.

Комментарии

Марина И. Забайкалье. 09.12.2019, 18:57
Мы Вас услышали, между строк прочитали и все поняли. Только наше понимание в разрез с министерством, они от школы далеки, а вслед за директорами будут наказывать завучей и учителей. Как пить дать! Хорошего у нас уже не будет.
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения