Психолого-педагогические особенности школьников, обладающих клиповым мышлением

Главная / Статьи / Психолого-педагогические особенности школьников, обладающих клиповым мышлением
01 Апреля 2017

В школе поселка Валериановск работают замечательные, далеко не равнодушные и творческие педагоги с большим педагогическим стажем. Но и им иногда современное время преподносит сюрпризы. Вот и клиповое мышление подхватили наши дети.

 Дети с клиповым мышлением отличаются  от тех, кто учился в школе 10-15 лет назад.

 Рассмотрим особенности этих детей.

 

 

 

Психолого-педагогические особенности школьников,

обладающих клиповым мышлением.

«Здесь иногда рождаются цунами

 И рушат все в душе и в голове!»

В. С. Высоцкий.

 С образом цунами можно  сравнить  все,

что происходит в психике современного школьника, 

под влиянием процесса глобализации,

 Интернета и прогресса цивилизации.

 

В жизни каждого человека имеет большое значение школьный возраст.

Это определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном  объёме. Этот период жизни ребенка укладывается в период от 6 до 18 лет, для которого характерно интенсивное физическое и психическое развитие.  Это период когда школьники быстро развиваются и начинают чувствовать себя членами общества, у них формируются навыки общения. В этот период возникает немало проблем, связанных с развитием  и становлением  личности.

Школьники начинают рассуждать, приобретая новый, более глубокий и обобщенный взгляд на что-либо,  у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом связанно с интеллектуальным развитием. Постепенно школьник приобретает взрослую логику мышления, у него идет развитие таких психологических познавательных процессов, как восприятие, внимание, мышление, память.

 Ведущую роль в этом оказывает образовательный процесс, окружающая среда, родители и те тенденции, которые реально существуют в современном обществе.

 Цель  современных школьников   получить знания, практическая польза владения которыми будет очевидна. Мотивация школьников сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

 В школьном возрасте  закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использоваться   на протяжении всей жизни.

Современные школьники живут в эпоху  клиповой культуры. Все они в той или иной степени зависят от  прогресса цивилизации.

 Как  же изменился психологический портрет  современного школьника, если он  совершает  несколько действий одновременно  и даже не видит, в чем может быть проблема.   Выполнять  уроки и параллельно сидеть в социальной сети, просматривать ролики, слушать радио, кликать по фотографиям и одновременно решать математические задачи или размышлять над затронутыми проблемами в романе – кому под силу такая смена информации, как ни современному школьнику?

Изменится ли в результате этого мышление, воображение, внимание, логика, память, речь школьника?

Ученые отмечают, что первым делом у современных школьников  изменяется внимание. Такой вывод сделан на основании исследования внимания у школьников разных поколений. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10-15 минут. Снижается устойчивость внимания. Устойчивость внимания помогает школьнику сопротивляться отвлекающим факторам, благодаря чему он может долго сосредотачиваться на конкретном объекте или действии.

Устойчивость внимания    в настоящее время уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением. Зато  переключение и распределение внимания у современных школьников  развиты хорошо.  Переключение – психологическая характеристика внимания, суть которой заключается в перемещении внимания с одного объекта на другой, новый. Изменяется и такой показатель как  объем внимания.  Сегодня этот показатель у школьников возрастает и  характеризуется количеством элементов, которые он может воспринимать в одно и то же время. Более ярко проявляется  свойство распределение внимания. Такое свойство отвечает за умение наблюдать за несколькими предметами или выполнять несколько разнонаправленных действий в одно и то же время.

Особенно необходима в процессе обучения память.  Школьникам любого возраста  требуется запоминать много учебного материала. Память – это свойство организма  запоминать, сохранять и воспроизводить  информацию. Эти характеристики памяти являются обязательной   частью учебного процесса. Но и в этой сфере  уже просматриваются особенности памяти у представителей разных поколений.

У современных школьников  лучше развивается  кратковременная память, чем долговременная.  Кратковременная память сохраняет небольшие объемы информации. Если информация не важная, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Физиологически информация  сохраняется долго в том случае, если есть смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время найти нужную информацию  в Интернете нет смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура запоминания информации. В настоящее время школьники совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Меняется интенсивность мнемонических процессов. У школьников формируется другая память, другие процессы запоминания.

 У современных школьников  меняется и процесс мыслительной деятельности.

Если под обычным мышлением понимается способность обобщать, рассуждать, делать выводы на основе каких-то фактов, то клиповое мышление - отсутствие таких возможностей.

Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, современный школьник  постепенно  теряет способность к логическому анализу и концентрации  и выстраиванию длинных логических цепочек.  У школьников   есть в большом объеме  информация, но нет связи между ней, нет способов ее обработки, нет возможности делать умозаключения, как-то объединять факты.

Меняется и восприятие, как мыслительный процесс.

Современные школьники, растущие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа.

Известный психолог, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета,  Рада Грановская в своей статье «Люди с клиповым мышлением элитой не станут» описывает интересные эксперименты, которые провели специалисты с учащимися.

 Вот один из них. «Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход. Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить».

 Чтобы представить, как работает такой принцип, Рада Михайловна Грановская  приводит еще один пример. «Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то чудак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало.  Но в вашу задачу это не входило».

Были еще эксперименты, которые тоже описывает Рада Грановская.  «Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то».

 Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок. В этом особенности мышления современных школьников.

 Возникает  конфликт знания и информации.  Учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться. У школьников проявляется снижение таких психологических свойств, как  способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.

   У школьников с клиповым мышлением постепенно  утрачивается и такое качество как живая коммуникация,  живое общение. Общаясь   по любому вопросу, школьники   не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.

            Можно сделать вывод, что взаимодействие современного школьника   с изменившимся    обществом и появившейся новой информационной     средой, применительно к образовательному процессу в школе является одной  из актуальных проблем  психологии и педагогики. Зная это, задача каждого педагога  строить свою деятельность с  учетом психологических особенностей  детей с  сформировавшимся клиповым мышлением.

 

 

 

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения