Мастер - класс: мусорный дизайн

Главная / Статьи / Мастер - класс: мусорный дизайн
12 Декабря 2017

 «Мусорный дизайн»: Фартуки из фантиков

Исполнитель:  учащиеся 8 класса МОУ СОШ №2 Мартынова София Олеговна, Ожиганова Анна и учащиеся 8 класса МОУ ВСОШ Ильина Ульяна Сергеевна, Савельева Василина Васильевна.

Руководители: Перевертайло  Елена Аркадьевна , учитель технологии I кв. категории и  Дунаева  Ирина Ивановна, учитель  технологии I квалификационной  категории

Содержание

Введение                                                                                                              

1.Теоретическая часть                                                                                

1.1. ЭКО-стиль в дизайне одежды                                                                         

1.2. «Мусорный» дизайн                                                                                                                                                              

1.3. Конфетные фантики                                                                                         

1.4. Наш выбор одежды для создания коллекции                                                                                                        

1.5. История фартука: от древности до современности                                     

2. Исследовательская часть                                                                  

2.1. Выбор моделей фартука                                                                                 

2.2. Подбор техник для соединения фантиков

2.3. Определение цветовых характеристикфантиков

2.4. Эстетическая оценка будущей коллекции

3. Технологическая часть

3.1. Моделирование фартука

3.2. Технологическая последовательность изготовления

3.3. Технологическая карта изготовления

3.4. Экономическое обоснование

3.5. Экологическая оценка

3.6. Рекламный проспект

3.7. Социологический опрос

Выводы. Заключение. самооценка 

Введение

Мир моды постоянно меняется, и чувствуется нехватка новых,  креативных идей. Создание одежды из мусора или «мусорный» дизайн, возможно, является попыткой поиска новых возможностей, форм, линий, силуэтов и образов.

Кроме этого, озабоченность общества экологическими проблемами также все чаще находит отклик в творчестве дизайнеров одежды. Направление «мусорный» дизайн, привлекает более пристальное внимание к этой проблеме.                                                       

«Мусорный» дизайн подразумевает под собой  использование всевозможных бытовых и промышленных отходов, то есть мусора: текстильный лоскут, старые газеты, коробки из-под стирального порошка, CD-диски,  плёнка от старых кассет, фантики из-под конфет и многое другое.

Всё это в свете  вышеизложенного является актуальной проблемой нашего времени.        

Многие люди среди нас дают «вторую» жизнь мусору, используя творчество и фантазию - это позволяет сэкономить множество денег и внести свой вклад в решение проблемы.

Мы тоже решили попробовать свои силы, умения и навыки в решении данной проблемы, используя такое направление как «мусорный» дизайн, то есть внести свой вклад.

         На основании этого мы сформулировали тему проекта:  «Мусорный дизайн»: Фартуки из фантиков

         Цель проекта: Создание коллекции одежды из фантиков.

Для достижения цели мы определили конкретные задачи:

  1. Изучение и анализ литературы, фотоматериалов по данной теме.
  2. Выбор одежды для коллекции.
  3. Подбор материала для изготовления одежды.
  4. Определение техник и технологий для работы с выбранным материалом и их освоение.
  5. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
  6. Практическая реализация проекта (создание коллекции).
  7. Выводы, заключение, самооценка.

Практическая значимость

Для решения задач, поставленных нами, создание задуманной коллекции из бытового мусора позволит не только выполнить работу практически, но и проявить самостоятельность и творческую индивидуальность в подходе к осуществлению замысла, а также умение работать в команде.

1. Теоретическая часть

1.1. ЭКО-стиль в дизайне одежды

Каждый день люди избавляются от тонн мусора. Каждый день в урны отправляются миллиарды фантиков из-под конфет, пивных банок, бумажных коробок. Экологи бьют тревогу: такое количество отходов засоряет окружающую среду, поэтому ученые пытаются найти мусору хоть какое-то применение.  Пока строятся гигантские мусороперерабатывающие заводы, дизайнеры, подчиняясь моде на экологичность, с успехом создают мебель, аксессуары и даже технику из отживших свое предметов. Да и многие люди тоже дают «вторую» жизнь старым вещам - ведь это позволяет сэкономить множество денег.

В конце 1970-х начале 1980-х годов в моде появилось новое направление – экологический стиль. Он, своего рода, стал возвращением к использованию натуральных тканей, природных цветов, ручной работе, как в старые добрые времена.

ЭКО-стиль подразумевает работу в двух основных направлениях, а именно, установлению безотходного, экологически чистого производства, и создание многофункциональных вещей, с длительным сроком использования.

В наши дни ЭКО-стиль переживает второе рождение в дизайне одежды. И здесь выделяют два основных и очень интересных направления – это «неотехнологический» дизайн и «мусорный» дизайн.

         «Неотехнологический» дизайн – это дизайн звуков, запахов, цветов и света. Появляется абсолютно новая звучащая одежда, одежда с запахами, одежда со световыми эффектами, меняющая свет в зависимости от освещения или температуры тела человека.

         К таким новым технологиям в дизайне костюма проявляют особый интерес знаменитости.

         Интересно и направление, получившее название «мусорного» дизайна. Известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду (Приложение) из использованных упаковок - бутылочных пробок, банок из-под напитков, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и тому подобное. Появляющиеся в моделях профессиональных дизайнеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, конфетные фантики, коробки из-под стирального порошка, пластиковые пакеты или текстильный лоскут, свидетельствуют об их интересе к возможностям «мусорного» дизайна.  Важным аспектом в такой работе является не только стремление к различным способам обработки нетрадиционных материалов, но и формированию эстетическое восприятие мира, воспитания потребности в красоте, понимании и решении экологической проблемы творчески, нестандартно, с пользой для себя и общества.

         Дизайн одежды также занимается проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов её решения.

         Основной   задачей экологических коллекций является сама их идея. Главное для дизайнеров, попытаться хоть каким-то образом донести до людей весь масштаб экологической проблемы.

         Создавая одежду из мусора, модельеры и дизайнеры дарят уже переработанным материалам «вторую» жизнь.

 1.2. «Мусорный» дизайн

Применение нетрадиционных материалов способствует поиску новых возможностей материала, новых форм и новых образов. Однако сторонники этого, казалось бы, гармоничного направления искусства абсолютно расходятся в вопросе выбора материала. Одни стараются использовать только экологически чистые природные компоненты, другие, менее привередливые, но более практичные, создают свои шедевры из мусора.

Итак, как мы поняли, «мусорный» дизайн – это:

ü одно из направлений экологического стиля в дизайне одежды;

ü использование всевозможных бытовых и промышленных отходов, то есть мусора: старые газеты, коробки из-под стирального порошка, CD-диски,  плёнка от старых кассет, фантики из-под конфет и многое другое;

ü не только обработка нетрадиционных материалов, но и формированию эстетическое восприятие мира, воспитания потребности в красоте, понимании и решении экологической проблемы творчески, нестандартно, с пользой для себя и общества.

         Мы также увидели, что  у «мусорного» дизайна много «плюсов»: модно, экологично, экономично... Да и превратить упаковку или ненужную плёнку  в нечто более интересное и оригинальное не так сложно даже для новичка, как кажется на первый взгляд.

         Поэтому и решили создать свою «мусорную» одежду, заглянув перед этим в мусорное ведро, и подумать над выбором материала для неё.

 1.3. Конфетные фантики

 Фантик он, хоть и бумажный,

Всё же очень-очень важный!

Ведь без фантиков конфет

Не бывает вкусных, нет!

Очень просим Всех, смотрите,

Фантиками не сорите!

 Мы проанализировали состав бытовых отходов разбрасываемыми в большей степени детьми – это конфетные фантики, и решили использовать их, как исходный материал для создания нашей одежды.

Оказывается, фантики существуют около полутора сотен лет. А первой оберт­кой для конфет стала парафини­рованная бумага, придуманная в 1872 году знаменитым американ­ским изобретателем электрической лампочки Томасом Эдисоном. Производители конфет уже тогда поняли, что яркая упаковка привлекает покупателей к их продукции.

Почему обертку от конфеты называют фантиком, а не оберткой или завёрткой? Откуда это слово взялось? Слово фантик появилось из-за игры в фанты, в которой игроки давали некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обертка от конфеты была самым популярным «фантом», так и пошло-пошло.

Фа́нтик  — народное название обертки, которая служит для заворачивания конфет  и другой кондитерской продукции (карамель, ирис,  Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга, плёнка.

Сегодня на рынке представлены пленки с твист-эффектом, изготовленные из полиэтилена, полипропилена, полистирола или поливинилхлорида. Фактически, твист-эффект научились создавать на пленке из любого полимерного материала. Правда, для каждого полимера применяются свои способы, отличающиеся техническим исполнением.

В России лишь одно предприятие — «Уралпластик» (Екатеринбург) — производит пленочный материал для автоматической упаковки «в закрутку», то есть твист-эффект. Получаемый материал для индивидуальной упаковки конфет и карамели К-Twist может выпускаться как кристально прозрачный, так и плотно белый, с печатью или без печати.

Сегодня огромный выбор конфет в различных обертках. Поэтому и   фантиков множество: бумажные, блестящие, яркие и многослойные. В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета. Но судьба любого фантика предрешена. Хочет он того или нет, рано или поздно ему придется оказаться в мусорном баке.

Итак, в нашей работе основным материалом становятся конфетные фантики, поэтому мы решаем:

 сбор всех фантиков в специально отведённом для этого месте;

 группировка по размеру  и цветовым сочетаниям;

 изучение свойств фантиков, которые можно использовать в работе.

Рассматривая собранный материал,  анализируя его, отметили следующие свойства фантиков, которые можно использовать при вторичном  применении:

 удобная прямоугольная или квадратная  форма  фантиков;

 яркое разнообразное  оформление;

 легкость в обработке;

 удобное соединение с использованием различных инструментов, приспособлений, оборудования (например: скотч, степлер, швейная машинка и так далее).

 Мы считаем, что все собранные нами фантики получат «вторую» жизнь и сгодятся для создания нашей одежды.

 1.4. Наш выбор одежды для создания коллекции

 Оде́жда — совокупность швейных изделий (из тканивязаного полотнакожи и меха), надеваемых человеком с целью обезопасить своё тело от негативного влияния окружающей среды (погодных условий, насекомых, токсических веществ и другого); одежда выполняет эстетические функции — создаёт образ (имидж) человека, что позволяет судить о его социальной роли.

Дополняется украшениямиаксессуарамипричёской и макияжем. Различают два типа одежды: плечевую и поясную, в зависимости от того, какой участок тела человека является опорным.

Существует и специальная одежда — это средство индивидуальной защиты, предназначенная для защиты от вредных и опасных факторов для здоровья сотрудника на рабочем месте.

Какую же одежду можем изготовить мы в модном направлении «мусорного» дизайна из конфетных фантиков?

Просматривая в интернете уже готовые коллекции одежды «мусорного» дизайна, мы не увидели в них фартуков: в основном это платья, юбки, костюмы.

Мы вспомнили, что  на уроках технологии в пятом классе мы учились шить фартуки, нам показалась эта идея вполне интересной и необычной: фартуки из фантиков. Поэтому решили больше узнать об этом виде одежды.

 1.5. История фартука: от древности до современности

 

Фартук (от нем. Vortuch польск. Fartuch; или передник, запон, иногда подол1) - предмет домашней и спецодежды, предназначен для защиты одежды от грязи при кухонных работах. Обычно завязывается на поясе, иногда дополнительно закрепляется на шее тесьмой.

В настоящее время такой предмет обихода, как фартук, является частью рабочей формы и в основном имеется у обслуживающего персонала и домохозяек, хотя история фартука уходит корнями в глубокое прошлое.

История происхождения фартука

Считается, что первые фартуки появились у мужчин Древнего Египта (Приложение), которые состояли на службе, а также у фараонов, с целью подчеркнуть свой статус. Передник выглядел как драпировка из ткани, прикрепленная к кожаному поясу. Позже фартук изготавливался более широким, чтобы его можно было обернуть вокруг тела и закрепить спереди.

Древние греки также носили фартук, закрепляя его поверх нижней части блузы – хитона. У критских жителей передник одевался наискось, прикрывая бедро одной ноги до колена, и украшался вышитыми узорами. В Древнем Риме фартук носили воины, гладиаторы и жрецы.

В Средневековье передник стал распространяться по Европе. Надеваясь в качестве униформы, он стал неотъемлемой частью одежды кузнецов, сапожников, цеховых мастеров, поваров и различного рода ремесленников.

Со временем передник стал приобретать всё большую популярность.  Однако способ ношения его не менялся, а только понемногу совершенствовался.

  Полянская Е. Ношение в подоле. Статья портала «Оранжевая мама» (рус.) — www.omama.ru

Эпоха средневековья позволила фартуку прочно укрепить свои позиции в гардеробе крестьян и ремесленников. Чтобы повседневная одежда не слишком пачкалась во время работы, поверх повязывали передник. Этот элемент одежды был у любого сапожника, булочника или служанки. Для мастеров на фабриках считалось даже обязательным ношение фартука, т. к. он служил для них своеобразной униформой.

Если раньше передник носили исключительно мужчины, то к 16 веку он стал всё чаще появляться и в женском шкафу.

Фартуки для женщин

История фартука повествует о том, что со временем он стал атрибутом женского гардероба. Фартуки стали украшением женского платья и приобретались на разные торжества и выезды в свет. Передники были цветными, двойными, с богатой отделкой, кружевами и вышивкой. Мода диктовала обязательное наличие фартука у каждой европейской женщины (Приложение). Завязывался передник сзади, образуя верхнюю юбку. Перед выходом к столу женщина прикрывала платье таблье – замена большой салфетки, которую клали на колени до приема пищи. В особых случаях передник прикреплялся к плащу как модный аксессуар. В дальнейшем ношение фартука стало традицией и у простого народа. Крестьянские девушки также стали носить передники, только в качестве защиты своей одежды. Шились они из простых и легких материалов, таких, как лен или белое полотно. Богатые дамы носили фартучки из муслина с кружевом или вышивкой.

Фартуки постепенно, но достаточно прочно входили в жизнь высшего общества Европы. При Людовике XIV стало очень модно среди француженок повязывать передник и на прогулку, и дома. Он был небольшого размера и с шикарной отделкой по краю. Не отставали от знатных дам и простые крестьянки: они также активно принялись шить и украшать новые наряды на разный  манер.

На территории Германии настолько придавалось значение фартуку, что надевать его позволялось только на самые важные и большие торжества. Молдавский народный костюм отличился наличием двух цветных, с богатым узором передников, повязываемых спереди и сзади.

Передник на Руси

История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. Русские передники шились из ткани в клетку, имели красные завязки и украшались по краям отделкой. Фартук являлся символом плодородия и благополучия. В него заворачивали детей, желая им счастливой жизни, заполняли его зерном, прося обильного урожая, клали на пороге перед входом новобрачных в дом, рассматривая фартук как символ процветания. Передник стал частью народного костюма русских женщин. Шился он из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани. На праздники носили легкие передники, украшенные лентами, символами природы и вышивкой. Надевался передник на женский сарафан и мог иметь плечи и спинку. История фартука как украшения богатых дам закончилась после I мировой войны. Женщины взяли на себя обязанности по дому, и передник стал элементом производственной одежды.

Фартуки для детей

Стоит отдельно отметить фартуки для детей. В 16-17 веках детей, как девочек, так и мальчиков, одевали одинаково. И частью детской одежды был передник с меньшим количеством декоративных элементов, в отличие от элементов гардероба взрослых дам. Детские фартуки служили защитой платья от грязи и пыли. Тем не менее, фартучки были очаровательны и красивы. В 19-м веке передничек был дополнен грудкой и спинкой и напоминал сарафан.

В дальнейшем детские фартуки стали носить в образовательных учреждениях. В России в 1896 году появилась первая школьная форма для девочек-гимназисток. Она состояла из строгого однотонного платья и передника. Фартуков у девочек было два. Один фартук - черного цвета - носился каждый день, белый же передник предназначался для торжественных случаев. Ученицы ходили в платьях не только в гимназии, но и в театры, церкви и на различные празднества. После революции в школах стали учиться крестьянские дети, которые ходили в повседневной одежде, и школьная форма была забыта. И только в 1948 году фартучек вернулся на плечи школьниц. На сегодняшний день после отмены формы в 1992 году белые фартуки любят надевать выпускницы средних школ.

Роль фартука в современной жизни

В настоящее время фартуками, как и раньше, пользуются промысловых дел мастера, такие как сапожники, портные, столяры, кузнецы, пекари и другие ремесленники. Также фартуки имеются у уборщиц, продавцов, официантов, парикмахеров и домохозяек. Профессиональные современные фартуки, предлагаемые производителями, шьются для отдельных профессий с определенными требованиями. Главным критерием является наличие и удобное размещение карманов. Также важно, чтобы фартук имел универсальный размер и мог подгоняться под любую фигуру, был не слишком длинным и свободным для перемещения. На передники по заказу наносятся различные надписи и логотипы. Материал для фартука выбирается износостойкий, так как изделие будет часто стираться.

 

Наши изделия стираться не будут, и карманы на наших фартуках, наверное, не главный критерий. А материал для них у нас совсем необычный.

Что ж нам необходимо определиться: а какие же фартуки будем создавать мы?

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения