Влияние погоды на здоровье школьника

Главная / Статьи / Влияние погоды на здоровье школьника
14 Февраля 2018

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Валериановская средняя общеобразовательная школа

Качканарского городского округа

Влияние погоды на здоровье школьников

 Направление: естественнонаучное

 

                               Выполнила: Елсукова Алина, 6 класс

 

                                              Руководитель проекта: Данилина Ольга       Вячеславовна

                                                          Преподаваемый предмет: география

 

г. Качканар, п Валериановск  20______

 

Оглавление

 

  1. Введение................................................................................................................................3

Основная часть

1. Теоритическая

      1.1. Понятия «погода» и «климат»……………………………………………………….... 4

      1.2. Общая характеристика типов погоды …………………………………………..…….. 5

      1.3. Влияние различных типов погоды на здоровье человека…………………………...…6

             2. Практическая

      2.1. Динамика заболеваемости учащихся школы……… ……………………………..….... 9

2.2. Анализ анкетирования учащихся …………………………………….………………...... 9

      2.3. Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий  ….... 10

Заключение ………………………………………………………………………………...…. 14

      Список использованных источников и литературы.………………………………………. 15.

Приложения………………………………………………………………………………….. .16

 

 1. Введение.

«Перемены погоды в течение одного дня

плохо влияют на состояние как больных, так и здоровых.»

Гиппократ

 

        «У природы нет плохой погоды…», – утверждается в знаменитой песне. Но на самом деле, к сожалению, это совсем не так. Так, одни погодные явления влияют на наш вес, а другие – на наше настроение.

          Точный механизм влияния погоды на самочувствие отдельно взятого человека не изучен досконально, единственное, что достоверно известно – наиболее подвержены этому влиянию маленькие дети, школьники пожилые люди, женщины и те, у кого есть хронические заболевания.

           Климат оказывает серьезное воздействие на самочувствие школьника, воздействуя на него через природные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность движения воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля земли, уровень загрязнения атмосферы.

          До сих пор не удалось до конца установить механизмы реакции организма школьника на изменение природных условий. А она часто дает себе знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев. Было отмечено, что ряд болезней протекает по – разному в зависимости от времени года. Воспаление легких, грипп, ангина, ОРВИ, ОРЗ чаще всего бывают в холодное время года, разгар кишечных заболеваний происходит летом

Я выбрала эту тему, так как мне хотелось подробнее узнать о том, как погода влияет на физическое самочувствие человека и, в частности, учащихся нашей школы.

 Объектом исследований стали типы погоды.     

 Предметом исследований стало влияние погоды на здоровье школьника

Гипотеза: здоровье школьника зависит от изменений в погоде.

Цель работы – выяснить, влияют ли погодные условия на заболеваемость школьников и определить степень этого влияния.

       Для достижения поставленной цели  были определены следующие задачи:

  1. Изучить научно-популярную литературу и информацию в сети Интернет о влиянии погоды на организм человека.
  2. Рассмотреть общую характеристику типов погоды.
  3. Изучить влияние типов погоды на здоровье человека.
  4. Проанализировать динамику заболеваемости учащихся школы.
  5. Провести анкетирование среди учащихся 5,6 и 8-х классов по теме: «Влияние погодных условий на здоровье школьника»
  6. Проанализировать влияние изменений погоды на посещаемость учащихся занятий на данных за 2016-2017 уч. год (пропуски по болезни)
  7. Выявить влияние погодных факторов на здоровье школьников;
  8. Изучить собранный материал и оформить в виде мультимедийной презентации.

Методы исследования, которые я использовала для проведения исследования:

-  наблюдение

- анкетирование (социологический опрос)

- анализ

Практическая значимость данной работы: собранный материал может быть использован на уроках географии и на факультативных занятиях и во внеклассной работе по здоровьесбережению.

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ТЕОРЕТИЧЕКАЯ

1.1. Понятия «погода» и «климат»

            Понятие «погода» характеризует состояние атмосферы в определенный момент времени (сутки, неделя, месяц). Погода — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность людей.

           Главные элементы погоды — это атмосферное давление, температура и влажность воздуха. Основными явлениями погоды являются: ветер, облака, атмосферные осадки (дождь, снег, град). Бывает так, что погодные явления имеют катастрофический характер, например ураганы, ливни, засухи. Почти все погодные явления протекают в тропосфере.

           Погоду нельзя охарактеризовать отдельно взятыми элементами и явлениями, гак как она является их совокупностью.

           При одинаковой температуре, но при разной влажности воздуха, с осадками или без них, с ветром или без него, погода будет различной. Кроме того, неодинаковым будет ее влияние на растения, животных и человека. Всем известно, что прохладная погода с ветром переносится людьми сложнее, чем морозная, но безветренная.

         Все элементы и явления погоды тесно связаны между собой: изменение одного из них неизбежно влечет изменение других и всей погоды в целом.

          Погода формируется в результате сложного взаимодействия солнечной радиации и циркуляции воздуха над поверхностью Земли.

          Систематическое наблюдение за погодой позволило выделить комплексные типы погоды суток. Погода различается, объединяясь в три большие группы: погода морозная, погода с переходом через 0°, погода безморозная.

 

1.2. Общая характеристика типов погоды.

             Для типа погоды характерно сочетание одинаковых показателей элементов погоды: температуры, давления, влажности. В географии выделяют типы погоды холодного и тёплого времени года.

Типы погоды холодного времени года (Приложение 1):

  • - оттепель
  • - слабо морозная
  • - умеренно морозная
  • - значительно морозная
  • - сильно морозная
  • - жестоко морозная
  • - крайне морозная

Типы погоды тёплого времени года (Приложение 2):

  • - холодная
  • - прохладная
  • - умеренно тёплая
  • - тёплая
  • - жаркая
  • - очень жаркая
  • - крайне жаркая

 

1.3. Влияние различных типов погоды на здоровье человека.

           То, что климат, погода влияют на человека, известно давно. Еще в Древней Греции Гиппократ регулярно проводил метеорологические наблюдения и впервые отметил метеозависимость - сезонное чередование обострений различных недугов. В своих книгах об эпидемических заболеваниях описание каждой болезни он начинает с влияния на нее метеорологических условий.

        До нас дошли сочинения по биоклиматологии греческого врача Диокла, разделявшего год на шесть периодов, в течение каждого из которых рекомендовались определенные изменения в образе жизни больных.

       Так, например, дождь наиболее тяжело переживают люди, стремящиеся похудеть. Чаще всего именно в дождливую погоду человек начинает набирать лишний вес.
В последние годы появляется все больше исследований, уточняющих влияние погодных условий на самочувствие людей, на течение различных заболеваний. Изучены суточные и сезонные ритмы основных метеорологических факторов разных климатических зон (температура, давление, влажность воздуха), гелиогеофизические факторы (солнечная радиация и активность, колебания атмосферного электричества).

         К таким колебаниям основных метеорологических факторов организм человека, как правило, хорошо приспосабливается, и поэтому они не сказываются на самочувствии и настроении.

        Более того, нерезкие ритмичные колебания погоды являются своеобразным природным тренингом, благоприятно влияющим на жизнедеятельность организма.
У тех, кто мало бывает на свежем воздухе, находится в основном в производственных и жилых помещениях, в определенной степени ослабевают биологические связи с природной средой, ослабляется сопротивляемость организма. Даже обычные колебания погоды и тем более перемена климатических условий могут стать у них причиной плохого самочувствия.
          Более чувствительны к метеорологическим факторам люди переутомленные, ослабленные, еще более-страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, атеросклерозом сосудов головного мозга, неврозами, заболеваниями легких и опорно-двигательного аппарата.
          В недалеком прошлом основной причиной возникновения болезненных расстройств при смене погоды ученые считали колебание какого-либо одного фактора - атмосферного давления или температуры, влажности или усиления ветра, снижение освещенности (пасмурная погода). Однако наблюдения последних лет показали, что в природных условиях метеорологические параметры изменяются синхронно и нередко разнонаправленно. Может повышаться атмосферное давление и одновременно снижаться температура, увеличиваться влажность. Вот почему стали изучать комплексное влияние на организм человека температуры, влажности, скорости ветра, интенсивности солнечной радиации.
         Определенные сочетания метеорологических факторов в теплое время года могут формировать душную погоду (влажная жара), при этом создаются условия для перегрева. Жаркая погода, перегрев неблагоприятно сказываются на страдающих сердечнососудистыми, легочными заболеваниями. Влажно-прохладная погода тягостна для тех, у кого имеются хронические заболевания суставов  и опорно-двигательного аппарата.
И зимой могут создаваться условия термического дискомфорта, например, при сильном морозе. Тогда человек легко переохлаждается и заболевает. Влажно-морозная погода неблагоприятно отражается на течении воспалительных процессов в легких и бронхах, способствует их обострению.

          Ряд ученых высказывают мнение, что причиной развития болезненных реакций на смену погоды является общая и местная атмосферная циркуляция, обусловливающая смену воздушных масс и прохождение атмосферных фронтов (теплого, холодного, смыкания теплого и холодного воздуха).

          Известно, что похолодание сопровождается повышением содержания кислорода в воздухе, а потепление - уменьшением его количества, особенно когда потеплению сопутствуют понижение атмосферного давления и повышение влажности.
Заметно реагируют больные на снижение количества кислорода, как то бывает при циклоне, характеризующемся низким атмосферным давлением. К тому же к циклону, как правило, присоединяется фронт теплого воздуха, вследствие чего в нем еще более снижается количество кислорода. При выраженном дефиците кислорода усугубляется кислородная недостаточность у больных, страдающих сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью.
Какие изменения в погоде большей степени влияют на организм?

1. Перепады атмосферного давления. Резкое повышение/понижение артериального давления, головные боли, спазмы в любом органе.

2. Повышение влажности воздуха. Провоцируют воспалительные процессы в слизистых оболочках, вызывая простудные, вирусные, инфекционные заболевания.

3. Понижение содержания кислорода в воздухе. Обостряется астма.

4. Магнитные бури. Этот фактор наиболее сильный по воздействию на организм в целом и наименее изученный. Магнитные бури плохо отражаются на работе всех органов и систем организма.
         Для антициклона свойственно, наоборот, высокое атмосферное давление и незначительные перепады всех других параметров, в том числе и содержания кислорода в воздухе. Во время антициклона, как правило, не наблюдается обострения хронических заболеваний.
        Если фронт холодного воздуха сочетается с высоким атмосферным давлением, количество кислорода в воздухе сильно повышается и в организме начинают преобладать спастические (сосудосуживающие) реакции. Это ощущают страдающие гипертонической, желчнокаменной, мочекаменной болезнями, спастическим колитом. У них в такие дни повышается вероятность возникновения болевых приступов.
Систематическое лечение основного заболевания, занятия физкультурой на открытом воздухе, закаливание делают человека менее метеозависимым. Этому способствует также рациональное использование каникул, соблюдение режима питания, прием воздушных и солнечных ванн.

         Устарело представление, будто летние каникулы лучше проводить только на южных курортах. Климат северных и континентальных регионов страны-Карелии, Западной и Восточной Сибири (Урал, Байкал, Алтайский край) - обладает выраженным тренирующим и закаливающим воздействием и полезен большинству людей. 

2. Практическая

2.1. Динамика заболеваемости учащихся  МОУ Валериановской школы

         Проведя анализ данных Центра здоровья по заболеваемости учащихся за предыдущий учебный год мы видим, что  наиболее высокий процент заболеваемости -  ОРЗ (ОРИ).

2016-2017 учебный год (из 211 учащихся)

 

ОРЗ

ОРИ/ОРВИ

Сентябрь

7

13

Октябрь

8

15/1

Ноябрь

5

9/2

декабрь

9

10/0

Январь

8

18/4

Февраль

5

9/3

Март

3

6/0

Апрель

3

9/0

Май

0

8/0

 

            Пик болезней приходится на октябрь  и на промежутки между январем и февралем.

Основные причины болезней это – авитаминоз, низкая температура воздуха и высокая влажность.         

            В ноябре число заболевших учащихся уменьшается за счёт каникул. Так как дети  больше времени проводят на свежем воздухе, уменьшается количество контактов с посторонними людьми.

           Таким образом, в период умеренно морозной и значительно морозной погоды вирусная инфекция распространяется быстрее и заболеваемость выше, чем в сильно морозную погоду.

          Не менее опасен грипп. В прошлом учебном году не было ни одного заболевшего школьника гриппом. Я считаю, что одной из причин снижения количества заболевших являются прививки, которые учащиеся стали делать регулярно, большее употребление витаминов в пищу, ежедневные зарядки и физминутки. Так же дети системно посещают уроки физической культуры  в школе.

 

2.2.. Анализ анкетирования учащихся 5, 6 и 8-х классов.

Анкета   «Влияние погодных условий на здоровье школьника».

  1. Склонны ли Вы соотносить самочувствие с переменами погоды? («да», «нет», «не обращал внимания»)
  2. Есть ли взаимосвязь между самочувствием и атмосферным давлением?

 а) «затрудняюсь ответить», б) «они не зависят друг от друга», в) «скорее всего, это так», г) «определенно, взаимосвязь есть»

       3. В какую погоду вы чувствуете себя плохо (испытываете болезненные ощущения)? А) «в очень жаркую»,      б) «во влажно-прохладную»,     в) «при перепаде температуры»).

       4. В чём проявляется дискомфорт и болезненные ощущения?

А) «головная боль»,    б) «усталость»,       в) «резкий перепад настроения»,

Г)   «боль в костях и суставах»,        д)   «пассивность»

 

В ходе опроса были обработаны данные 62 респондента уч.(5, 6 и 8 кл.)

.Результаты анкетирования:

         Выяснилось, что многие ощущают изменение физического состояния во время смены погодных условий -  64%. Наиболее часто школьники испытывают головные боли, усталость, резкий перепад настроения и боль в суставах. Это проявляется в период резкого перепада температуры и атмосферного давления, во влажно-прохладную и  очень жаркую погоду.

             Максимальные показатели плохого самочувствия в холодное время года отмечаются в слабо морозную погоду при пониженном атмосферном давлении, что согласно статистическим данным совпадает с пиком заболеваемости школьников ОРЗ (октябрь месяц). Также выделяется тип сильно морозной погоды с повышенным атмосферным давлением, в который учащаются обращения школьников с  головными болями.

             В тёплое время года наибольший дискомфорт учащиеся отмечают в период крайне жаркой погоды, что сопровождается головными болями и быстрой  утомляемостью.

И во влажно- прохладную погоду – это упадок настроения, пассивность, возможны боли в суставах (чаще коленных).

 

           2.3. Влияние изменений погоды на посещаемость школьниками учебных занятий

            Было проведено исследование пропусков учащихся 1-11 классов МОУ Валериановской школы в 2016 – 2017 учебном году с  целью выяснения влияния изменения погоды на пропуски занятий учащимися в учебное время по болезни.

          Для этого подсчитала учебные дни в каждом учебном месяце, затем подсчитала, сколько учебных дней в каждом месяце приходится на всех учащихся каждого класса. Из предоставленных мне данных по ведомости пропусков в журнале взяла количество пропущенных дней по месяцам по болезни. Затем нашла процентное соотношение, указывающее пропуски  за учебный месяц. Таким образом. Получилась сводная таблица:

Количество пропущенных дней учащимися МОУ Валериановской школы  в 2016-2017 учебном году и их процентное соотношение

Месяц

сентябрь

Октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

февраль

март

апрель

май

Количество учебных дней в месяце

26

25

21

26

19

20

21

24

22

Количество учебных дней, приходящихся на всех учащихся школы

5486

5275

4431

5486

4199

4220

4431

5064

4642

Количество пропущенных дней по болезни, приходящихся на всех учащихся школы

156

161

95

146

207

167

89

77

30

% пропущенных дней по болезни

2,8

3,1

2,1

2,7

4,9

3,9

2,0

1,5

0,6

 

По данным полученной таблицы построен график

Ежемесячные пропуски учащихся МОУ Валериановской школы (%) в 2016 – 2017 учебном году

 

           По графику видно, что больше всего пропущено дней по болезни в январе (207 дней – 4,9%) , в феврале (167 дней – 3,9%) и в октябре (161 день – 3,1%). С ноября по декабрь процент пропущенных дней сильно не меняется. С марта по май график показывает  снижение показателей пропусков по болезни (с 2% до 0,6%).  

           На пропуски учащихся особенно влияют резкие изменения погоды. Для расчета среднемесячной температуры воздуха в п. Валериановск я использовала данные сайта GISMETEO.  Это можно проследить по таблице:

Средние месячные температуры воздуха (º С) в п. Валериановск в 2016-2017 учебном году

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Данные среднемесячной температуры

+10,1

+0,1

-12,2

-19

-17

-12

+1,6

+3,5

+7,3

 

График хода температуры воздуха в п. Валериановск в 2016-2017 учебном году

             Резкое понижение температуры воздуха в октябре (-2ºС, 3 ºС) и высокий уровень влажности по сравнению с сентябрём привело к большому количеству простудных заболеваний и, как следствие, большому количеству пропусков (3,1%). В ноябре и декабре количество пропусков стабилизировалось, но осталось на отметке 2,1% и 2,7%. Резкий скачок пропусков учебных дней учащимися в январе (4,9%) объясняется резкими сменами отрицательных средних суточных температур от -3 до -25-28гр.С) в начале месяца во время новогодних каникул, где дети большую часть времени проводят на прогулке.

 Вывод:

          На основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что различные типы погоды оказывают выраженное влияние на здоровье, работоспособность и настроение школьника, в особенности в состоянии неустойчивости объекта (большие психоэмоциональные нагрузки, гормональная перестройка в подростковом возрасте).

           Итак, как мы убедились, что погода оказывает влияние на физическое состояние школьника. Что часто именно господствующий тип погоды провоцирует обострение тех или иных заболеваний.

          По данным исследования можно сделать вывод, что на пропуски учащихся в школе влияет то,  что в связи с резким похолоданием в октябре организм не успел перестроиться, и участились заболевания ОРЗ, низкие температуры в декабре-январе и авитаминоз привели к заболеванию и как следствие пропускам учащихся школьных занятий.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

             В заключении можно сказать, что в течение года погода постоянно меняется в зависимости от сезонов. Человеческий организм приспосабливается, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Если человек здоров, он может это сделать своевременно и неощутимо для организма. Поэтому изменения погоды практически не влияет на самочувствие здорового человека. Защитная реакция у больных людей значительно слабее. Их организмы не способны быстро приспосабливаться к резким погодным изменениям. Поэтому климатические условия и особенно их резкие перепады негативно влияют на них.

            Надо сказать, что тема, которую я выбрала, была для меня очень интересной, поскольку я сама являюсь подростком, и мне было интересно узнать как я и мои сверстники реагируют на изменения в погоде. И напоследок хотелось бы сказать: Берегите свое здоровье и всегда следите за состоянием погоды.

          Данный материал может быть использован на уроках географии, факультативных занятиях, родительских собраниях.

            Итак, мы выяснили, что погода оказывает влияние на физическое состояние человека. Часто именно господствующий тип погоды провоцирует обострение тех или иных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

         Астапенко П.Д. Вопросы о погоде: (что мы о ней знаем и чего не знаем), Л. Гидрометеоиздат, 1986 г..

         Детская энциклопедия, журнал № 1, 2011 – с.27.

        Исаева Л.А., Детские болезни. Москва: Медицина, 1987

         Мизун Ю.Г. , Хасулин В.И. Наше здоровье и магнитные бури. М.: «Знание» 1991

         П.Никитин, Ю.В.Новиков. «Окружающая среда школьник». «Высшая школа» Москва 1980г.

        Я познаю мир: География: Детская энциклопедия / Авт.- составитель В.А. Маркин – М.: ООО «Издательство АКТ», 2002 – с. 100, 108, 110.

 Приложение №1

Типы погоды холодного времени года

тип

температура

Оттепель

+2, 0 С°

Слабо морозная

от -1, -3 С°

Умеренно морозная

-4, -12 С°

Значительно морозная

-13, -22 С°

Сильно морозная

-23, -33 С°

Жестоко морозная

-34, -43 С°

Крайне морозная

ниже -43 С°

                        

 Приложение №2

Типы погоды тёплого времени года

Тип

Температура

Холодная

0-3 С°

Прохладная

4-8 С°

Умеренно тёплая

9-15 С°

Тёплая

16-22 С°

Жаркая

23-28 С°

Очень жаркая

29-33 С°

Крайне жаркая

выше 34 С°

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения