Выборы как средство определения гражданской позиции

Главная / Статьи / Выборы как средство определения гражданской позиции
09 Февраля 2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Валериановская средняя общеобразовательная школа

Качканарского городского округа

Исследовательский  проект

Выборы как средство определения гражданской позиции

 

Направление: социально-правовое

Выполнил:

Нестеров Никита

ученик 7 класса

Руководитель проекта

: Мотузова

Галина Викторовна

Предмет:

обществознание

 

 

 

 

 

 

 

. Качканар, п Валериановск

 2018г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Основная часть. 5

1. Теоретическая. 5

1.1.Понятие выборов. 5

1.2.Избирательное право. 6

1.3. Принципы избирательного права. 7

1.4. История выборов. 10

2.Практическая. 11

2.1. Активность молодёжи на выборах Качканарского городского округа. 11

2.2.Причины неявки молодёжи на выборы.. 12

2.3. Методы работы с молодёжью.. 13

2.4. Социологический опрос. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

Приложение 1. 20

Приложение 2. 21

 

Введение

2018 год – знаковый в истории современной России. 18 марта предстоят выборы Президента РФ. Это событие вызывает интерес к проблеме выборов вообще и к участию молодёжи в избирательном процессе - в частности.  Социально - экономическое развитие страны зависит от политической активности граждан, как на государственном, так и на местном уровнях. Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной  позиции,  желание  участвовать  в  принятии  государственных решений  -  это  залог  национальной  безопасности. Однако  не все молодое поколение, недавно достигшее избирательного возраста, активно использует избирательное право. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов. Но именно молодежь представляет собой наиболее социально активную часть населения,  именно  она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего. Это - основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет.

Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Меня интересуют политические события, происходящие в государстве, поэтому я решил исследовать данную проблему.

Цель данного исследования: определение политико-правовой культуры и готовности учащихся МОУ Валериановской средней школы   к участию в избирательном процессе в будущем.

Цель определила необходимость решения ряда задач:

- дать определения понятиям: «молодёжь», «выборы», «электорат», «избирательный процесс»; «абсентеизм».

- выделить  причины снижения электоральной активности молодежи;

- провести анкетирование в 8-11 классах и проанализировать результаты;

- разработать практические рекомендации по воспитанию активной гражданской  позиции молодёжи.

Гипотеза: если происходит целенаправленная работа с молодёжью, то процент негативного отношения к выборам будет снижаться.

Объект исследования: учащиеся 8-11 классов МОУ Валериановской школы.

Предмет исследования: участие молодёжи в выборах, гражданская позиция.

Методы исследования: 

1)      формально–догматический (описание основных понятий, систематизация имеющейся литературы);

2)      логический (анализ и синтез, гипотеза);

3)      социологический (социальный опрос, статистическая обработка фактического материала).

Источниками для проведения исследования явились:

1)      нормативные правовые акты, регламентирующие избирательный процесс в России;

2)      специальная литература – статьи в журналах, учебные пособия;

3)      Интернет-ресурсы;

4)      статистические данные по результатам выборов в г. Качканаре

5)      социологический опрос учащихся МОУ Валериановской школы.

Разнообразная  база источников позволяет разрешить поставленные цель и задачи исследования.

Практическая значимость исследования: материал исследования можно использовать в школьном курсе обществознания, права для определения форм и методов работы по формированию гражданской зрелости старшеклассников и их ответственности за будущее своей страны, а также в работе избирательных комиссий.


Основная часть

1. Теоретическая

1.1.Понятие выборов

Конституция Российской Федерации закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении делами государства[1]. Это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы[2].

В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица[3].

Выделяют следующие разновидности выборов: в зависимости от того, кого и куда выбирают (президентские, парламентские, муниципальные и т.д.); от очерёдности (очередные, внеочередные, дополнительные); от принципов избирательного права (всеобщие – ограниченные, равные – неравные, прямые – косвенные, тайные – открытые).

Значение публичных выборов в том, что они, во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур.

Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа. Таким образом, определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц.

В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию.

В-четвертых, посредством выборов государственная и муниципальная власть приобретает легитимность, то есть признается членами общества как правомерная официальная власть[4].

1.2.Избирательное право

Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном).

В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностей государства, а также органов местного самоуправления. Они содержатся в различных источниках, среди которых особое место принадлежит Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ.

Действующая Конституция РФ не содержит единого раздела, посвящённого избирательной системе. Нормы избирательного права содержатся, в частности, в следующих её статьях:

- статье 32, где установлено право граждан нашей страны на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- статье 81, где указаны требования к кандидату на пост Президента России, срок полномочий Президента, а также условия его избрания;

- статьях 95 – 97, устанавливающих состав общегосударственного  органа законодательной власти – Федерального Собрания, а также способ формирования его верхней палаты – Совета Федерации и количество, избирательные требования, срок полномочий депутатов нижней палаты – Государственной Думы;

- статьях 130 – 131, регламентирующих осуществление гражданами местного самоуправления, в том числе путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления или через выборные органы.

Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральные законы и законы субъ­ектов РФ. К законам федерального значения относятся следующие нормативные акты: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерально­го Собрания РФ», «О порядке формирования Совета Феде­рации Федерального Собрания РФ», «Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов РФ», «О политических партиях». К законам регионального значения относятся следующие нормативные акты: Устав Свердловской области, «О выборах в органы местного самоуправления в Свердловской области», «О выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области», «О выборах Губернатора Свердловской области».

В широкий круг источников избирательного права входят, помимо перечисленного, соответствующие указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администра­ции субъектов РФ.

Некоторые вопросы организации и проведения выбо­ров регулируются нормативными документами Государ­ственной Думы и Центральной избирательной комиссии: постановлениями, инструкциями, методическими реко­мендациями и пр.

В узком (субъективном) смысле избирательное пра­во — это политическое право гражданина избирать (ак­тивное) и быть избранным (пассивное) в органы государ­ственной власти и местного самоуправления. В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, пра­во быть избранным в представительный орган местного самоуправления — с 18 лет, в Государственную Думу РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Федерации — с 21 года, в Совет Федерации — с 30 лет, а в Президенты страны — с 35 лет.

Совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса, составляет избирательный корпус страны или, как это принято называть в политической науке, электорат[5].

1.3. Принципы избирательного права

Принципы избирательного права – это условия, соблюдение которых придает выборам свободный и демократичный характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми народом. Они составляют основу, фундамент, на котором зиждутся выборы.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе демокра­тических принципов всеобщего, равного и прямого изби­рательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граж­дане, достигшие на день голосования определенного воз­раста, могут избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностей к общественным объединениям, а также других обстоятельств[6]. За всеобщее избирательное право люди боролись несколько веков подряд, и лишь к ХХ в. в европейских странах оно стало реальностью.

Противоположностью этого принципа является принцип ограниченного избирательного права. Он предпо­лагает введение избирательных цензов (ограничений). Например, Конституция РСФСР 1918 г. лишала избира­тельных прав лиц, использующих наёмный труд с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев и коммерческих посредников, священ­ников, бывших служащих царской полиции.

Напомним, что возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. Именно в этом возрасте гражда­нин согласно Конституции РФ может самостоятельно осу­ществлять полный объём прав и обязанностей. При реа­лизации пассивного избирательного права требования к возрасту, как мы выяснили, повышаются (за исклю­чением органов местного самоуправления), ибо для поли­тического руководства необходим жизненный опыт.

Право на участие в выборах дают документы, удосто­веряющие российское гражданство: паспорт, военный би­лет и пр.

Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в федеральные органы власти и органы субъ­ектов Федерации. Вместе с тем иностранцы, постоянно проживающие в РФ и уплачивающие налоги, вправе из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправ­ления, участвовать в местном референдуме.

Лишены права участия в выборах граждане, признан­ные судом недееспособными (т. е. те, кто по умственному, психическому состоянию не может осуществлять свои права) или содержащиеся по приговору суда в местах ли­шения свободы.

Равное избирательное право. Этот принцип означает, во-первых, что все граждане участвуют в выборах на рав­ных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-ли­бо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый изби­ратель имеет равное число голосов. Упрощенно эта фор­мула звучит так: «Один избиратель — один голос». В-третьих, голоса всех избирателей имеют одинаковый (равный) вес. Значит, избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определенные пропорции между числом депутатов, изби­раемых от округа, и численностью в нём избирателей[7].

Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. Прямыми выборами в России избираются, например, Государствен­ная Дума РФ; законодательные собрания субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ. При косвенных выборах избиратели голосуют не напрямую, а за лиц, которым отведена роль выборщиков. Косвенное избирательное право широко применяется и в других государствах. В частности, граждане США изби­рают выборщиков, а последние — президента страны.

Тайное голосование (в отличие от открытого) означа­ет, что воля голосующего остается неизвестной другим ли­цам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя или давления на него. Ему предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения из­бирательного бюллетеня. Выйдя из кабины, голосующий опускает бюллетень в ящик (урну) для голосования.

Помимо изложенных, другими принципами избира­тельного права являются свобода и альтернативность вы­боров, добровольное участие в них.

Альтернативность выборов означает реальную воз­можность выбора из нескольких предложенных кандида­тов или партийных списков кандидатов.

Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем уча­стие в выборах — гражданский долг человека. «Каждый гражданин, — отмечал древнегреческий философ Аристо­тель, — должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Личное участие в выборах дает возможность каждому из нас взвесить все «за» и «против», прежде чем оказать доверие тому или иному претенденту на власть. И если к власти приходят не самые достойные, компетентные и ответственные лю­ди, то в этом есть и наша вина.

Широкое распространение в последнее время получило во многих странах такое явление как абсентеизм – равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Наиболее ярко абсентеизм проявляется в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня[8]. Причины неявки на выборы могут быть различны: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах и т.д.

1.4. История выборов

История выборов в России начинается с IX века. Основатель первой династии Рюрик, варяжский князь, был приглашен на княжение решением славянских племен. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике -- также проводились выборы (вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем -- прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

12 декабря 1993г. В РФ был проведен референдум, 58% участвовавших в нем одобрили проект Конституции РФ. В проекте Конституции РФ одним из положений стало функционирование нового органа, состоящий из двух палат: Совет Федераций и Государственная Дума.


2.Практическая

2.1. Активность молодёжи на выборах Качканарского городского округа

            С целью изучения электоральной активности молодежи г. Качканара  мы обратились в территориальную избирательную комиссию Качканарского городского округа, где получили данные о количестве молодых избирателей, принявших участие  на выборах в единый день голосования 18 сентября 2016г. депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, Государственной Думы РФ и Губернатора Свердловской области 10 сентября 2017г. . Полученные данные мы представили в виде таблицы.

Участие молодых избирателей Качканарского городского округа в голосовании на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области и Государственной Думы  РФ 18 сентября 2016г.

Число избирателей, участвовавших в выборах

Число избирателей в возрасте 18-30 лет, включенных в списки избирателей

Количество впервые голосующих

Количество (чел.)

проголосовало

Количество (чел.)

проголосовало

13944

6801

946- 13,91%

1095

103 – 9,41%

 

Участие молодых избирателей Качканарского городского округа в голосовании на выборах Губернатора Свердловской области 10 сентября 2017г.

Число избирателей, участвовавших в выборах

Число избирателей в возрасте 18-30 лет, включенных в списки избирателей

Количество впервые голосующих

Количество (чел.)

проголосовало

Количество (чел.)

проголосовало

17471

6210

2351- 37,86%

362

140 – 38,67%

 

Полученные данные позволяют сделать вывод о низкой активности участия молодежи нашего города в избирательном процессе. Это показатель политико – правовой культуры молодёжи, её гражданская ответственность.

 

2.2.Причины неявки молодёжи на выборы

Почему молодежь ведет себя недостаточно ответственно в отношении выборов? В своей исследовательской работе я исследую результаты опросов Фонда «Общественное мнение» и Всероссийского центра изучения общественного мнения. Социологические исследования показали, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы его обязанности. Можно представить следующие модели электорального поведения молодежи на выборах:

первая модель может быть выражена следующим образом: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит»;

- вторая модель негативного электорального поведения может быть выражена так: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно».

-третья модель выражается следующей фразой: «На выборы не хожу, потому что никому не верю, политика – это грязное дело».

Итак, отчужденность молодежи от политики в российском обществе ученые объясняют следующими факторами:

Первый фактор - общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию политическое отчуждения в молодёжной среде.

Второй фактор - интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях.

Третий фактор в том, что молодежь, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой – не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации.

Четвертый фактор - в последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодёжи с политикой, а также тенденции усиливающегося отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов.

Такое электоральное поведение демонстрируют не только различного рода неформалы и радикалы, но и часть студенческой и рабочей молодежи, которая поглощена проблемами исключительно личного характера.

Таким образом, одной из важнейших задач российского государства должно стать преодоление абсентеизма. Для этого необходимо постепенно внедрять в сознание молодежи установки ответственности граждан за происходящее в стране.

 Формирование гражданской позиции - это проблема не только социализации молодежи, но и устойчивости традиций в семье, обществе, государстве. Голосование на свободных выборах, свободный выбор из нескольких партий, как демократическая традиция у нас только формируется. Социологи придерживаются мнения о случайных воздействиях, объясняя этим низкий уровень электоральной активности молодежи. Кроме того, неопытная молодежь нередко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков, что в глазах молодежи дискредитирует институты власти, подрывает веру в свободные и справедливые выборы[9].

2.3. Методы работы с молодёжью

 Исследуя проблему выборов, я пришёл к выводу, что основными формами привлечения молодежи к участию в выборах должны стать методы работы государства и общества.

1.Правительство- привлекать молодых людей к активному участию в государственной программе  Свердловской области «Реализация молодёжной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024г.» от 29.12.2017г., где приоритетной задачей является развитие и поддержка созидательная активность молодёжи, вовлечение молодёжи в общественно-политическую жизнь.

2.Семья - проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Пример родителей, их активная жизненная позиция должны стать воспитательным фактором для молодежи.

3.Школа - создавать школьные кружки политически-правовой направленности. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников в таких детских объединениях  во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности.  

4.Волонтерские движения – продолжать развивать практику добровольного, бескорыстного участия молодежи в различного рода общественных проектах.

 5.СМИ,.Интернет-  значительную часть информации о выборах молодое поколение получает через   СМИ и Интернет,  поэтому   необходимо  активно  просматривать   и   обсуждать проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан, создавать по этим вопросам дискуссионные площадки.

6.Партии и общественные движения – развивать молодежное движение,  создавать молодежные организации, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

7. Избирательные комиссии -  продолжать практику проведения конкурсов, олимпиад, конференций  по избирательному праву, конкурсов плакатов, сочинений.

8. Изменение конституционных обязанностей- ввести конституционную норму, устанавливающая обязательное участие в голосовании для граждан.

2.4. Социологический опрос

В МОУ Валериановская школа среди учащихся 8-11 классов  был проведен социологический опрос 53 человек по девяти  вопросам (приложение 1). Анкета была разработана мной при помощи руководителя.

Цель опроса: выявление уровня политико- правовой культуры и готовности к электоральной активности учащихся 8-11 классов.

На первый вопрос: « Читаете ли Вы газеты и журналы?»- большинство респондентов ответили «иногда» (53%), «нет» (21%), «да» (16%). Второй вопрос: «Интересует ли Вас общественно-политическая ситуация в стране и за рубежом?»- дал больше положительных ответов: «да» (54%), «нет» (46%). И на завершающий блок третий вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию?»- ответы распределились следующим образом: СМИ-16%, Интернет-64%, ТV-38%, школа-41%, радио-2%, друзья и слухи-16%, затрудняюсь ответить-3%. Можно было указать несколько ответов. Таким образом, мы видим, что учащиеся получают информацию из различных источников, но привалируют Интернет, ТV и школа. Печатные издания и радио у молодёжи не вызывают интерес.

Далее идёт блок вопросов, направленных на определение уровня знаний о политической обстановке в стране. На вопрос: «Какие общественно-политические организации Вы знаете?» -  68% назвали две партии, 17% вспомнили четыре партии, а 15% респондентов не назвали ни одной. Примечательно, что практически большинство назвали партии ЛДПР (48%), и «Единую Россию» (20%), т.е. те партии, которые имеют политический вес и имеющие во главе запоминающихся личностей. Из действующих лидеров респонденты отметили Жириновского В.В. (42%), Путина В.В. (18%), Медведева Д.А. и Лаврова С.М. по 8%. Единично были названы Собчак, Порошенко, Навальный, Меркель, Трамп. Но 4% респондентов не отметили никого. Знают учащиеся и  о ближаейшем политическом событии - о  выборе Президента РФ – 81%.

      На главный вопрос: «Будете ли Вы принимать участие в выборах по достижении 18 лет?»- 76% респондентов ответили «да», 19% ещё не решили, 5% ответили «нет». Побудительными мотивами стали «желание повлиять на политическую ситуацию в стране» -(39%) и «Я-гражданин своей страны»- (37%).

Таким образом, большинство респондентов считают, что, участвуя в выборах, они имеют реальную возможность влиять на власть, тем самым подтверждая свою гражданскую позицию и демократичность гражданского общества.

Анализируя ответы респондентов, можно прийти к следующему выводу: в целом электоральная активность и гражданская зрелость учащихся достаточно сформированы. Такие результаты возможны при целенаправленной и ответственной работе школьного коллектива, семьи и активном использовании Интернета. Например, в нашей школе проводятся уроки и факультативы по курсу обществознание с 6 по 11 классы, где есть блок уроков по праву; каждый год в классах проводятся выборы актива класса и школьный  совет старшеклассников; каждые 2 года среди старшеклассниках проходят выборы в молодёжную городскую думу. Очередные выборы проходили 8 декабря 2017г., по результатам которых интересы нашей школы будет представлять ученик 9 класса Немтинов Владислав. Также каждый год проводятся олимпиады школьные и всероссийские по обществознанию и праву; правовая неделя и неделя гуманитарного цикла, в рамках которых проходят конкурсы, викторины по правам ребёнка; с помощью материалов школьного краеведческого музея разрабатываются проекты и исследовательские работы.    


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящие в российском обществе политические и социально-экономические изменения предъявляют к школе новые требования: прежде всего, здесь должны готовить молодежь к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. Поэтому большое внимание в нашей исследовательской работе уделяется именно старшеклассникам.

Во-первых, эта категория – будущие избиратели, будущие кандидаты в депутаты, будущие члены политических партий. Следовательно, для построения правового государства, гражданского общества в нашей стране требуется грамотное в правовом, политическом отношении поколение.

Во-вторых, ученики организованы в стенах одного учебного заведения и, проводя среди них различные мероприятия  - конкурсы, олимпиады, недели правовых знаний, можно добиться значительного охвата будущих избирателей при незначительных затратах. Кроме того, осуществляя эту работу среди старшеклассников, предполагается, что в процесс активного изучения избирательного права в той или иной степени будут вовлечены их родители.

В ходе исследования мы изучили разнообразные источники по данной теме, выяснили значение понятий избирательного права, изучили причины абсентеизма, распространенного среди молодежи, статистические данные по участию молодежи в выборах, провели социологический опрос учащихся 8-11 классов МОУ Валериановской школы, проанализировали результаты опроса.

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о планомерной работе с молодёжью подтвердилась.

Анализ данных результатов социологического опроса учеников 8-11 классов МОУ Валериановской школы дает основание говорить о ее достаточно высоком уровне электоральной активности и гражданской зрелости, хотя по некоторым вопросам выявились проблемы:

  • нежелание читать периодическую печать;
  • недостаточная осведомлённость о современных политических лидерах;
  • недостаточная просвещенность и информированность молодежи в некоторых вопросах избирательного права.

Выявленные проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо вести активную политику повышения правовой культуры и политической активности молодёжи. Необходимы подготовка и издание массовых, доступных изданий, популяризирующих избирательное законодательство и избирательную практику не только среди молодежи, но и среди школьников.

Нехватку политического опыта, политической культуры, правовых знаний молодых кандидатов может восполнить расширение сети органов молодежного самоуправления, молодежных парламентов, где молодые кандидаты могут получать, развивать и проявлять свои лидерские качества и управленческие навыки. Для будущих избирателей хорошей практикой участия в избирательном процессе могут служить выборы в школьные советы, а также выборы лидера класса.

Проблема формирования электоральной культуры молодежи и ее участия в избирательном процессе должна постоянно и всесторонне изучаться. Целесообразно активнее использовать Интернет, столь востребованный в молодежной среде, регулярно проводить социологические исследования.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета» от 21.01.2009.
  2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106.
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 16 января 2003 г. N 6.
  4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// «Российская газета» от 24 мая 2005 г. N 108
  5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ) // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ) // Российская газета от 8 октября 2003 г. N 202.
  7. Барац С., Информация о явке избирателей. Выборы и референдумы. 2017г., №1.
  8. Ермакова Э. Правовая культура как основа электоральной активности молодежи // Журнал о выборах. 2009, №2.
  9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  10. Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Изучаем избирательное право: Методические рекомендации - Рязань, 2012.
  11. Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:  / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2011.
  12. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2010.
  13. Шапиев С. Молодежный парламентаризм российских регионов // Журнал о выборах. 2009, №3.
  14. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // http://www.cikrf.ru
  15. Официальный сайт Всероссийского центра исследования общественного мнения //http:wciom.ru


Приложение 1

Анкета, предлагаемая учащимся 8-11 классов

Цель: выявление уровня электоральной активности учащихся

  1. Читаете ли Вы газеты и журналы?

1)      да

2)      иногда

3)      нет

  1. Интересует ли Вас общественно-политическая ситуацияв стране и за рубежом?

1)      да

2)      нет

3)      затрудняюсь ответить

  1. Из каких источников вы получаете информацию?

1)      СМИ

2)      школа

3)      Интернет

4)      Радио

5)      Родители, друзья

  1. Какие общественно-политические организации Вы знаете?
  2. Каких современных политиков Вы знаете?
  3. Какое, назовите.
  4. Будете ли Вы принимать участие в выборах по достижении 18 лет?
  1. Знаете ли Вы о ближайшем политическом событии в нашей стране?

1)      да

2)      нет

3)      пока не решил

  1. Что является мотивацией для Вас?

1)      желание повлиять на политическую ситуацию в стране

2)      Я- гражданин своей страны

3)      затрудняюсь ответить.


Приложение 2

Результаты социологического опроса

Будете ли Вы принимать участие в выборах по достижении 18 лет?

Да

76%

Нет

5%

Не решил

19%

 



[1] Ст. 32 Конституции РФ

[2] Ст. 3 Конституции РФ

[3] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106

[4] Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2011.

[5] Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Изучаем избирательное право: Методические рекомендации - Рязань, 2006.

[6] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106

[7] Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2010.

[8] Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

[9] Ермакова Э. Правовая культура как основа электоральной активности молодежи //Журнал о выборах. 2009, №2. 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения