Лекция "Профилактика алкоголизма у подростков"

Главная / ЗОЖ, профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании / Лекция "Профилактика алкоголизма у подростков"
27 Октября 2019
Лекция 1.
Профилактика употребления алкоголя
детьми и подростками

Удивительно, что к употреблению алкоголя подростками и молодежью некоторые взрослые относятся достаточно спокойно. Порой родители даже говорят: «Пусть пьет пиво, чем колется».
Так ли безобидно, когда подростки, собираясь в парках, на детских площадках, во дворах, пьют пиво. Или, когда девочки 14-15 лет прогуливаются по улице с баночками «джина»?

Доказано, что употребление табака и алкоголя относится к факторам риска, способствующим экспериментам с наркотиками. По данным российских и зарубежных наркологов, употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Употребление одних одурманивающих средств фактически снимает запрет на употребление других. Практически все, кто впервые пробует курить марихуану, уже имеют опыт курения табака, к тому же нередко находятся под влиянием алкоголя, чаще всего пива или слабоалкогольных напитков. Конечно, не все курящие подростки потом употребляют наркотики.


Однако 80% наркоманов начали свою «карьеру» с курения, 94% перед первыми пробами
наркотиков употребляли алкогольные напитки, чаше всего пиво.
Алкоголь, даже в небольших дозах, вызывает снижение критики к своему поведению,
облегчает принятие решений.
Данные различных социологических исследований школьников неутешительны. Среди
учеников 5-х классов каждый третий пробовал алкогольные напитки (пиво называли чаще всего); каждый пятый пробовал курить.
К старшим классам количество детей, «знакомых» с табаком и алкоголем, увеличивается в три раза. По данным социологических исследований, проведенных в школах среди учащихся 10-11 классов - 87% старшеклассников имеют опыт курения, 98% - опыт алкоголизации.
Мальчики предпочитают пиво, девочки пьют чаще слабоалкогольные газированные
напитки.


Ситуации, в которых происходит алкоголизация, чаще всего называли: «Когда идем куда- нибудь», - 97% всех подростков. Почти половина подростков отвечает, что напиваются до состояния сильного опьянения каждый раз, когда пьют.


Что способствует ранней алкоголизации?
Доступность алкоголя. Практически любой подросток может купить пиво или баночку
«джина». Организм подростков еще продолжает развиваться, устойчивость к алкоголю, егопереносимость меньшая, чем у взрослых.
Появление новых видов алкоголя. В сладких слабоалкогольных напитках сахар
потенцирует (усиливает) действие алкоголя, поэтому даже небольшое количество вызывает более сильное опьянение. Как правило, алкоголь дети и подростки принимают практически без закуски. Напитки с небольшим содержанием алкоголя коварны еще и тем, что создают иллюзию безопасности.
 Реклама пива увеличивает не только количество пьющих подростков, но и
потребление именно той марки, которая рекламировалась. Реклама табака и алкогольной
продукции действует в основном на детей и подростков. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи, иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения, новые возможности. Дети и подростки бессознательно стремятся подражать рекламным «героям» и верят, что приобретение и использование этого товара принесут им обещанное счастье, успех, процветание, красивую внешность, приятное общение и популярность. На этом и стоит рекламная стратегия любого товара.



Риск экспериментирования заложен в самом возрасте.
8-10-летние - эмоциональны, внушаемы, любопытны, склонны к подражанию, и уже
стремятся выглядеть взрослыми. В этом возрасте первые эксперименты могут случаться дома, когда ребенок пробует хранящийся в квартире алкоголь. Это может происходить в группе сверстников, тайком, спрятавшись подальше от взрослых.
11-14 лет - основной возраст начала курения, алкоголизации и проб наркотиков. Это связано с потребностью подростков демонстрировать взрослость и независимость, с желанием примерять взрослые роли. Кроме того, это связано с желанием сопротивляться родителям, с обострением склонности к риску и острым ощущениям, с потребностью принадлежать к группе, со страхом быть отверженным группой. И все это на фоне того, что подростки плохо прогнозируют свои поступки, часто действуют необдуманно, последствия опасного поведения допускают у других, но не у себя, руководствуются чувством собственного бессмертия и неуязвимости.


Интерес вызывает возможность употребления «легких наркотиков». Широко
распространено заблуждение об их существовании. О наркотиках знают многое, но информация черпается из рассказов знакомых, отчего знания носят недостоверный характер. Отношение к наркотикам с определенным «ореолом привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
В этом возрасте наиболее доступны табак, лекарственные, бытовые средства, алкоголь,
которые подростками считаются менее вредными и опасными. Именно с этих средств начинается употребление психоактивных веществ (ПАВ). Подростки буквально испытывают терпениеродителей, исследуя границы дозволенного поведения.
14-17-летние подростки сохраняют черты предыдущего возраста. Хотят нравиться
близкому другу или подруге, разделить с ними интересы (даже вредные привычки), чтобы бытьближе. Стремятся к еще большей независимости.
Наличие «безобидных зависимостей» от сладостей, от телепередач, от компьютерных игр.
Эти средства зависимости используются детьми как способ справиться со своими
переживаниями, сомнениями, страхами и другими тяжелыми чувствами.
Такой способ может закрепиться в поведении ребенка и создать предпосылки для
последующей замены средства зависимости на более опасные (табак, алкоголь, наркотики).
Черты самого ребенка. Застенчивость, тревожность, неуверенность, гиперактивность,
низкая самооценка, внушаемость способствуют втягиванию ребенка в эксперименты с алкоголем и другими средствами зависимости.
Влияние группы сверстников. Желание подростка быть принятым в группу сверстников
является важным поводом для употребления средств зависимости. В подростковой группе одна из важных ценностей - признаки «модного» поведения. Если групповой стандарт подразумевает употребление пива, то для того чтобы стать своим, нужно пить пиво, даже если не хочется.
Влияние распространенных «мифов» или, иначе, искаженных убеждений. Например, таких:
«Все пьют; в жизни нужно пробовать все; алкоголь помогает общению; с помощью алкоголя можно согреться; и др.» Подростки могут в это верить и руководствоваться подобными убеждениями в своем поведении.
Влияние семьи. До 10 лет дети стараются и очень хотят походить на любимых папу и маму, поэтому ранние алкоголизации могут быть связаны с механизмом подражания родителям.
В более позднем возрасте роль играет терпимое отношение к алкоголю дома и наличие
спиртных запасов. Наркологами доказан повышенный риск развития пристрастия к алкоголю у сыновей (братьев) мужчин-алкоголиков.
Часто родители из самых лучших побуждений способствуют развитию тех качеств, которые могут подтолкнуть к ранним экспериментам.


Можно выделить такие стили воспитания
- гиперопека: когда ребенка стараются уберечь от всех трудностей. Это приводит к зависимости и несамостоятельности ребенка; авторитарный стиль-требование послушания и жесткой дисциплины приводит к повышенной внушаемости и низкой самооценке или бунту; гипоопека - когда чувства и душевная забота подменяются вещами и подарками. Это приводит ребенка к низкой самооценке, чувству одиночества и ненужности.





Первые пробы алкоголя (как крепкого, так и слабого, включая пиво) чаще всего
мотивируются любопытством и давлением группы сверстников. На этом этапе подростки постигают, как можно изменить настроение и состояние с помощью алкоголя. Испытав приятные ощущения, продолжают употреблять алкоголь и переходят на этап эпизодического употребления.


Эпизодическое употребление. Алкоголизация зависит от внешних событий (вечеринка,
дискотека, встреча с приятелем). Мотив - возможность приподнять обычное настроение,
развеселиться, избавиться от робости, застенчивости. Еще сохраняется контроль над дозой исостоянием. Вне компании подросток следует обычным жизненным правилам.

Злоупотребление. Алкоголь становится отчетливой жизненной потребностью и нужен длятого, чтобы справиться с негативным внутренним состоянием (беспокойством, напряжением,плохим настроением, разочарованием). Употребление алкоголя все меньше зависит от социального контекста. Например, любая ссора (с приятелем, родителями, педагогами) может стать поводом для алкоголизации.


Психическая зависимость. Алкоголь становится средством поддержания самооценки и
средством самоутверждения. Подросток постепенно отказывается от прежних привязанностей, ищет компаний, где алкоголь является центральным интересом. При недоступности алкоголя подросток становится тревожным, раздражительным, суетливым. Признаки психической зависимости: навязчивое влечение к алкоголю, повторение приемов и сокращение промежутков между ними; потеря контроля над ситуацией и состоянием.


Тотальная зависимость. Потребность в алкоголе всего «приученного» к нему организма.
Мотив приема — плохое самочувствие, тягостные телесные ощущения и душевные страдания. К симптомам психической зависимости присоединяются признаки биологической зависимости.
Это - привыкание к дозе, повышение дозы и тягостные ощущения на отмену алкоголя.
При регулярном потреблении алкоголя (60 г абсолютного алкоголя или 0. 5 л. вина или
пива в день) полная зависимость от алкоголя формируется через полгода. Чем младше ребенок в момент первой пробы, тем быстрее он проходит все стадии.

К сожалению, еще на этапе экспериментов подросток может совмещать алкоголь с приемом других наркотиков (марихуаны, экстази, героина), к которым зависимость формируется еще быстрее - для героина это могут быть 1-3 инъекции.

Мотивы употребления алкоголя у детей и подростков с разными чертами характера:
1. Для успокоения у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугливых
подростков. Употребляя алкоголь или другие средства зависимости, они стремятся снять нервное
напряжение, расслабиться, успокоиться, спрятаться от жизненных проблем.
2. Для облегчения общения. Замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально
ранимые подростки преодолевают с помощью алкоголя чувство замкнутости, стеснительности,
для появления уверенности, раскованности, свободы в поступках.
3. Для подъема жизненных сил, усиления активности. Таким же образом разом
достигается выход из состояния скуки и бездействия. В группу риска попадают и активные,общительные подростки, испытывающие острую потребность в разнообразии и новыхвпечатлениях.
4. Для получения удовольствия, приятных ощущений из-за невозможности и неумения
развлечь себя и получить удовольствие другим образом.
5. Для того чтобы не отставать от сверстников, быть принятым группой. Эта модель
поведения связана с желанием подражать лидерам, некритичным перениманием всего, что касается группы, к которой принадлежит подросток.
6. Как средство переключения у подростков, которые плохо переносят конфликты,
трудности в школе и дома. У них возникает наибольший риск привыкания к алкоголю, как к форме реагирования на любые жизненные проблемы.


Итак, чаще всего причинами экспериментов алкоголем являются:
 Любопытство.
 Позитивное отношение к алкоголю.
 Сниженная самооценка (считают себя не очень интересными, умными,
привлекательными и т.д).
 Желание быть принятым группой сверстников и стремление облегчить с ними
общение.
 Подражание «взрослому» поведению.
 Неумение справляться со скукой, разочарованием, напряжением, стрессом.
 Отсутствие здорового досуга.
 Неумение сказать «НЕТ».


Что же делать родителям для предотвращения такого опасного поведения сыновей и дочерей?
До 12 лет у ребенка закладываются базовые установки, в том числе установки на здоровый
образ жизни и выбор или в пользу здоровья, или вредных привычек.
К сожалению, знание о том, что от курения «когда-то, годам к 40» может развиться рак
легких, а от алкоголя - цирроз печени, совершенно не впечатляет детей, поскольку не является
для них актуальной информацией.
1. Ребенок учится на примерах взрослых:
Дети очень наблюдательны и видят, что алкоголь повышает настроение родителей,
уменьшает напряжение. И попробуйте потом убедить ребенка в том, что пиво и другой алкоголь вредны для него.


Поэтому:
■ демонстрируйте ребенку свою способность справляться с неприятными состояниями и
испытывать удовольствие, не прибегая к алкоголю. Так вы даете очень важную информацию и
хороший пример;
■ практикуйте встречи с друзьями без алкоголя, демонстрируйте ребенку, что общение
может быть радостным, интересным и разнообразным без средств зависимости;
■ не держите дома запасы алкоголя - не искушайте своих детей.
Исследования психологов доказывают, что мальчики, выросшие в обстановки трезвости,
где алкоголь употреблялся умеренно и только по большим семейным праздникам, став
взрослыми, попадают в число алкоголиков реже, чем все остальные.
Другие исследования показывают, что подростки, которых алкоголем угощают родители,
пьют больше и за пределами дома, а также доходят до более тяжелого опьянения.

2. Соблюдайте технику безопасности при обращении с алкоголем в семье.
- Если ребенок маленький, избавьте его от участия в застольях. Он и сам не стремится к
этому. Этот ритуал для него не актуален, и не нужно акцентировать его внимание на алкоголе.
- Основное условие присутствия подростка за столом, что ему никто из гостей не нальет
алкогольных напитков и даже не будет этого предлагать. Заранее обговорите это с гостями. За
столом при ребенке уже неуместно объяснять гостям, что он «мал еще, не вырос...»
- При ребенке не уговаривайте гостей выпить, не критикуйте за отказ, не выясняйте причин
отказа. Лучше, если алкоголь воспринимается нейтрально, не вызывая излишних разговоров и
эмоций.
- Родители не имеют права напиваться за столом, где присутствуют собственные дети.


3. Используйте подходящие моменты для того, чтобы поговорить с ребенком.
Таким моментом может быть случайное упоминание в разговоре темы употребления
алкоголя, или если кто-то употребляет алкоголь рядом с вами, и т.д. Полезно спрашивать ребенка о том, что он знает о табаке, алкоголе и других веществах, опасных и вредных для людей.
Интересуйтесь тем, что сам ребенок думает о том, почему некоторые люди (дети и
подростки) ведут себя опасно, экспериментируя с этими веществами. Что думают об этом его друзья. Очень важно удержаться от морализаторства, «чтения лекций» о вреде, запугивания.
Запугивание и угроза наказанием возбуждают любопытство.


4. Помогите ребенку выработать тактику поведения в случаях, когда его принуждают
сверстники, заставляющие, угрожающие, уговаривающие сделать то, чего ваш ребенок делать не хочет. Лучше научить ребенка тому, как себя вести в опасной ситуации, чем просто путать последствиями.


5. Сохраняйте и укрепляйте доверие ребенка к вам.
Часто дети не рискуют даже рассказывать дома о многих ситуациях, опасаясь наказания,
упреков, что у них «плохие друзья», что родители нажалуются кому-то и других детей накажут,  а самого ребенка компания может затем дразнить и всячески притеснять.
Для того чтобы ребенок рассказывал вам о таких ситуациях, договоритесь с ним, что в
любом случае вы будете на его стороне, что он не будет наказан за правду.
В то же время честно предупредите ребенка, что если ему или другим детям будет угрожать опасность, то вы можете обратиться за помощью к учителям или другим родителям.

6. Знайте друзей и приятелей своего ребенка.

7. Будьте внимательны к ребенку и наблюдательны. Употребление алкоголя всегда
выдает себя запахом. Многие подростки пытаются замаскировать его другими острыми запахами  - мятой, чесноком, лавровым листом и т.д.
Вас должно насторожить и поведение, как под алкоголем, но без его запаха. Это может быть употребление наркотиков.

8. Расскажите ребенку профилактическую сказку. Эта рекомендация только для
родителей детей младшей школы.

Любой ребенок может оказаться в ситуации, когда ему могут предложить что-то выпить,
проглотить, понюхать и пообещают, что это будет интересно, весело. Предложат не посторонние даже, а приятели, друзья и старшие подростки. А вас рядом может не оказаться.
Как узнать о том, как ребенок поведет себя в такой ситуации? Захочет ли и сможет ли
отказаться? Как он относится к опасным веществам? Ценит ли свое здоровье и жизнь?
Как научить его принимать правильные решения, прогнозировать свое поведение?
Для этого можно применить специальные сказки и истории, которые можно рассказывать ребенку и даже сочинять их вместе с ним. Эти сказки - и диагностика, и скрытая профилактика.
Известно, что чем незаметнее для ребенка методы воздействия, тем они эффективнее и дольше действуют.
(О том, как ее составить и рассказать, можно прочитать в пособии для родителей
«Профилактика зависимостей - семья»).

Тактика поведения родителей при обнаружении у подростка признаков употребления  алкоголя:
Если все-таки случилось, что подросток пришел со дня рождения в состоянии алкогольного опьянения. Нет смысла ругать, злиться. Но и спасать его, скрывая от других этот факт, тоже нельзя. Если ребенок «завалился» в постель одетый, если его вырвало, как бы ни хотелось все убрать, помыть, раздеть - не делайте этого. Пусть утром он увидит последствия. А вы расскажите, чувствовали, когда все это видели. Пусть подросток сам все приберет.

Реакция на первые пробы алкоголя у своего ребенка должна быть единая у всех членов
семьи, ясная, понятная ребенку, а требования - справедливые. Если вы выяснили, что это был эксперимент:
- Оставайтесь, спокойным и стимулируйте подростка на откровенный разговор. Страх
и паника - плохие советчики. Удержитесь от упреков и угроз.
Ищите возможность побеседовать с подростком после протрезвления.
- Узнайте о причинах (скука, любопытство, не смог отказать сверстникам и т.д), чтобы
помочь ребенку впредь не пробовать алкоголь.
- Потребуйте прекращения проб алкоголя, чтобы скуку, любопытство ребенок решал
здоровыми способами.
Это может быть так: «Я настаиваю на том, чтобы в следующий раз, когда тебе предложат
попробовать, ты отказался. Я предпочитаю, чтобы ситуации скуки, любопытства... решались тобой другими способами. В этом я могу тебе помочь».
- Сообщите ребенку, что вы предпримете, если требования не будут соблюдены.
Ребенок должен быть предупрежден о возможных ваших действиях. Это поможет избежать чувства несправедливости и обиды.
- Выберете для своего возможного поведения ЗНАЧИМЫЕ для ребенка меры.
Например: запретить любимое занятие, отменить за планированную поездку или покупку, рассказать кому-то из родственников. Будьте готовы исполнить это.
- Позитивно завершите разговор.



Хорошо, если после всего сказанного ваш ребенок останется с ощущением, что вы его
любите, вы за него волнуетесь, он вам не безразличен. С таким настроем легче менять поведение и контролировать его самому. «Я доверяю тебе... Я верю, что ты примешь правильное решение.
Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому» Отразите свои чувства: «Я рада, что мы поговорили... Я рада, что ты меня выслушал...»
Ваша задача - дать понять ребенку, что вы наблюдательны, много знаете о признаках
употребления алкоголя и вас не провести. Дать понять, что вам не все равно, что вы испытываете определенные чувства и говорите о них. Вы имеете право просить и. даже требовать прояснения ситуации и изменения поведения.
Но вы должны признать, что контролировать поведение подростка вы не можете (это на
самом деле так и есть) и поэтому рассчитываете, что он сделает выводы сам и примет правильное решение. И вы верите в эту его способность. Так вы избавляетесь от протестного поведения ребенка и психологической «игры» в «а, ну-ка догони». Отказ от контроля над поведением подростка, передает контроль самому подростку и повышает ответственность за свое поведение.


Примерный текст «послания» подростку, если вы узнали, что он употребляет алкоголь:
1. «Когда я чувствую от тебя запах пива (алкоголя), вижу признаки опьянения
(невнятная речь, пошатывание...) и замечаю, что ты стал поздно возвращаться домой», меня это возмущает (огорчает, раздражает, пугает)».
2. «Может быть, ты выпил из-за того, что не сумел отказаться или тебе было скучно.
Может быть ты считаешь, что пиво помогает тебе выглядеть взрослее и независимее. Или ты хотел расслабиться».
3. «И независимо оттого, по какой причине ты выпил пиво, я настаиваю, что бы ты
прекратил эксперименты с алкоголем. Впредь, когда тебе предложат выпить - откажись. Я  хочу, чтобы ты научился общаться с друзьями без алкоголя. Я предпочитаю, чтобы скуку и любопытство ты научился преодолевать другими способами. В этом я могу тебе помочь».
4. «Я понимаю, что не могу контролировать тебя, и не хочу этого делать».
5. «Я верю в твою разумность и доверяю тебе. Поэтому я думаю, что ты примешь
правильное решение».
6. «Если впредь я буду чувствовать запах алкоголя от тебя или ты будешь приходить
поздно, я буду вынуждена поступить так, как мне не хочется на самом деле». И рассказать, что вы сделаете. Помните, что это должно быть значимо для подростка.
Самое важное, не потерять контакт ребенком. Критикуйте (сердитесь, возмущайтесь...)
поведение, но не личность ребенка. Недопустимо давать повод ему обидеться и «хлопнуть дверью». К этому приводят как раз «покушение» на личность, чаще всего ярлыки (идиот, кретин, подлец и т.д.) и угрозы (запру дома, разгоню твоих друзей, заявлю в милицию и т.д.).
Если из разговора с подростком вы выяснили, что прием алкоголя регулярен, есть тяга, есть проблемы с учебой, с денежными долгами, не может отказаться от употребления, увеличивается доза, немедленно настаивайте на обращении к специалистам: «Мы вместе должны обратиться к врачу. Я могу и без твоего согласия сделать это. Но предпочитаю, чтобы это решение было совместным».
Назначьте ближайший день.
В ситуации давления, принуждения сверстниками или старшими подростками может
оказаться любой подросток. Поэтому необходимо учить детей важным жизненным навыкам, например тому, как отказываться от опасных предложений, как противостоять давлению сверстников, как справляться с трудностями и стрессами, как доставлять себе радость и удовольствия здоровыми способами, как общаться без конфликтов.
Интернет ресурс.