Эссе «История семьи».

Главная / Люди / Эссе «История семьи».

Я живу в п. Валериановск Свердловской области.

Место живописное и для меня родное. С самого детства я часто ходила в лес, собирала грибы, ягоды, ходила в туристические походы с одноклассниками и просто отдыхала. Долгое время я не интересовалась тем, как жили люди здесь раньше. Историей своего поселка я стала интересоваться после встречи с удивительной женщиной, которая приходила в школу на классные часы и рассказывала о своей семье и о трудностях, которые она пережила. 
            История моего поселка начинается еще с конца 19 века, с золотых и платиновых приисков. Но меня поразило известие о том, что вокруг нашего поселка в 30-е, 40-е, 50-е годы 20 века были лагерные пункты, в основном женские, в которых находились люди, осужденные, как за уголовные, так и за экономические, политические преступления. Главной их задачей была заготовка леса. Представленная карта показывает места расположения этих лагерных пунктов.

 Историю своей семьи, связанную с этими событиями мне рассказала Сафонова Галина Петровна.
            
    
            Мать Галины Петровны – Сафонова Прасковья Георгиевна, родилась 28-го октября 1923 года. В начале 30-х годов 20 века ее семья была раскулачена и выслана на Урал. Ее отец сидел в тюрьме, мама работала няней в семье инженера, а семеро детей находились под присмотром дальних родственников. Несмотря на такие трудности лишения, Прасковья, которая в семье  была седьмым ребенком, закончила семилетнюю школу хорошо и поступила на фельдшерские курсы. 

В 16 лет она уже работала в Георгиевской аптеке №99 Северодвинской межрайонной конторы в качестве ученицы, а через год была переведена в Сухогорский аптечный пункт на должность заведующей. Этот пункт находился в поселке Федино, в лагере для заключенных, которые занимались лесозаготовками. 



   В годы войны она встретила своего будущего мужа Занина Петра Николаевича. 

Он работал трактористом в этом же лагере. Это был лагерь, где большинство составляли женщины. Распорядок дня у них был очень жестким: с утра до вечера они валили лес, вечером их доставляли в лагерь, а вывозом леса занимался Петр Николаевич. Он один цеплял бревна тросом и складывал их на трактор, после чего увозил. Работа была очень тяжелая, работал он с утра до вечера, и в результате сильно подорвал здоровье. Шла война, жаловаться на здоровье было непринято, и молодую семью переводили из лагеря в лагерь до тех пор, пока они не оказались в поселке Валериановске.

Здесь так же располагался лагерный пункт, в котором и работали Петр Николаевич и Прасковья Георгиевна, но она уже работала поваром. 



После войны у Заниных родились дети: 4 девочки и мальчик. 


Вторая слева - Галина Петровна Сафонова, а на заднем плане фотографии видны строения поселка Валериановска и гора, где в настоящее время находится горно-обогатительный комбинат города Качканара. 
Трудовая биография семьи Заниных продолжалась и в мирное время. Петру Николаевичу за ударный труд предлагали благоустроенную квартиру в городе Лесном (это город закрытого типа, огороженный колючей проволокой), но он отказался, сказав: «Детей за колючую проволоку я не повезу».
Я думаю, что эти слова он сказал не случайно. Память о своей работе в лагерных пунктах не давала ему покоя. Он видел жизнь заключенных, полную страданий, лишений и трудностей, и колючая проволока была для него ограничением свободы. Такой жизни для своих детей он не хотел даже в мирное, благополучное время. 
Я раньше никогда не задумывалась о том, что в поселке Валериановске, где я родилась и выросла, живут люди с такой трудной и сложной биографией. Пожалуй, то, через что таким людям пришлось пройти, нельзя передать эмоционально, если не испытал этого сам. Война, голод, страх, многочисленные потери и самое худшее – постоянная борьба за жизнь −  вызывают у меня скорбные и горестные чувства. И я им благодарна, что они сумели сохранить тепло человеческих чувств, которые передали своим детям, а они нашему поколению. 
            Впервые, когда я увидела Галину Петровну, она на меня произвела впечатление самого обычного человека, но стоило ей начать разговор о пережитом, по моему телу начал проскальзывать холодок. На первой встрече она прочла мне собственные стихи и… это действительно меня поразило. Во время прочтения стихов Галина Петровна, как мне показалось, не пыталась читать с выражением, но это не помешало ей передать глубину эмоций. Ее голос был сиплым, и иногда в нем даже была слышна нотка дрожи, а когда я поднимала на ее лицо взгляд, будто пытаясь уловить в нем еще что-то, я думала: «Она вот-вот заплачет». 
            Память о своем детстве и о жизни своих родителей Галина Петровна выразила в стихотворении «Родина».