Лекции по профилактике наркозависимости

10 Ноября 2019

 Лекция 1

Информация для организаторов профилактической деятельности

Статистическая справка о ВИЧ/СПИД

СПИД – инфекционное заболевание, вызвавшее проблему во всемирном масштабе. По современным оценкам Программы ООН и Всемирной Организации Здравоохранения, в мире насчитывается 30,6 млн ВИЧ-инфицированных, из которых 5,8 млн заразились в течение 1997 года, в том числе 590 тыс. детей. Ежедневно в мире заражается 16 тыс. человек, 12,9 млн взрослых и детей из общего числа ВИЧ-инфицированных больны СПИДом. С начала распространения эпидемии (конец 70-х годов) от СПИДа умерло 11,7 млн человек, в том числе в 1997 году – около 2,3 млн. От общего числа умерших женщины составляют 46%, а 460 тыс. детей умерло в возрасте до 15 лет. В мире насчитывается 8,2 млн сирот, родители которых умерли от СПИДа.

Болезнь не обошла стороной и нашу республику. По количеству выявленных ВИЧ-инфицированных Беларусь занимает сегодня третье место среди стран СНГ после Украины и России. До 1996 года в республике было зарегистрировано 113 случаев ВИЧ-инфекции. С середины июля 1996 года количество выявленных ВИЧ-инфицированных стало стремительно расти в связи с распространением ВИЧ-инфекции среди шприцевых наркоманов[1].

 

 

Историческая справка о возникновении проблемы ВИЧ/СПИД

В американском бюллетене "Еженедельные сообщения о заболеваемости и смертности" 5 июня 1981 года была помещена информация, о том, что за последние восемь месяцев в трех разных больницах Лос-Анджелеса (Калифорния) было зарегистрировано пять случаев воспаления легких, вызванных особым микроорганизмом из рода пневмоцистис.

Необычность данного сообщения состояла в том, что пневмоцистная пневмония была обнаружена у больных в возрасте от 25 до 36 лет, в то время как обычно наблюдается у недоношенных детей или стариков, страдающих каким-либо тяжелым заболеванием (хронические поражения внутренних органов, злокачественные опухоли, диабет и др.). В результате обследования оказалось, что все эти больные имели гомосексуальные контакты.

Этот факт заинтересовал ученых, и уже через месяц они зарегистрировали 26 случаев пневмоцистной пневмонии у мужчин-гомосексуалистов. Наряду с этим у них был выявлен также очень редкий вид злокачественных опухолей – саркома Капоши. Это заболевание встречается у людей старше 60 лет и хорошо поддается лечению, даже у пожилых, при этом продолжительность жизни после лечения составляет 8 – 10 лет. Однако в данном случае больным было от 25 до 50 лет, и несмотря на интенсивное лечение, восемь человек умерли в течение нескольких месяцев. Количество регистрируемых аналогичных случаев стало расти, и не только в США, но и в других странах мира.

Отмеченные выше события повлекли за собой многочисленные исследования в области вирусологии, и это привело к одновременному открытию учеными Люком Монтанье (Франция) и Робертом Галло (США) в 1983 году возбудителя заболевания – вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Само заболевание, вызываемое этим вирусом, было названо синдромом приобретенного иммунодефицита человека (СПИД).

Возникновение вируса иммунодефицита человека до сих пор остается загадкой. По мнению первооткрывателя Роберта Галло, ВИЧ возник очень давно в группах коренного населения Африки. Экономическое освоение территорий, расширение контактов и миграция населения в связи с урбанизацией, развитием экономики способствовали распространению инфекции на другие группы населения.

Другая же гипотеза предполагает, что вирус имеет обезьянье происхождение, основываясь на том, что многие племена Центральной Африки охотятся на обезьян и употребляют их мясо в пищу. Предполагается, что заражение могло произойти при разделке туши через повреждения на коже охотника или при употреблении сырого мяса либо мозга обезьян. Данное предположение имеет место в связи с тем, что из организма обезьян этого региона выделены вирусы, сходные по своему генному строению с ВИЧ.

Существует мнение, что преодоление видового барьера могло произойти в результате мутации обезьяньего вируса. Причиной большого количества мутаций считают существующий в некоторых районах Африки повышенный радиационный фон, обусловленный богатыми залежами урана либо многочисленными испытаниями ядерного оружия в 50 – 80-х годах ХХ столетия.

Некоторые ученые склоняются к мысли, что вирус иммунодефицита человека имеет искусственное происхождение. Так, в 1969 году в Пентагоне была разработана программа по созданию бактериологического оружия, способного подавлять иммунную систему человека. В одном из научно-исследовательских центров США методом генной инженерии получали новые виды вирусов из вирусов, выделенных у африканских обезьян. Испытания новых вирусов проводили на приговоренных к пожизненному заключению осужденных, в обмен на освобождение по завершении эксперимента. Их выход на свободу и способствовал распространению ВИЧ-инфекции среди населения. Данная версия построена на совпадении времени окончания эксперимента по разработке нового бактериологического оружия и появления первых случаев СПИДа среди гомосексуалистов в США и Центральной Африке. Тем не менее следует отметить, что объективных или документальных доказательств такого происхождения вируса нет.

Этимологическая справка

Вирус иммунодефицита человека вызывает инфекционное заболевание, которое протекает с поражением жизненно важных клеток защитной  системы   организма.    Размеры ВИЧ очень малы – на линии длиной в один сантиметр может разместиться до ста тысяч вирусных частиц. При рассмотрении под электронным микроскопом он  напоминает экзотический цветок. Его внешняя оболочка имеет шарообразные выступы, своего рода лепестки, называемые рецепторами, посредством которых он прикрепляется к поражаемым в организме человека клеткам.

У заболевшего развиваются различные воспалительные процессы, злокачественные новообразования, приводящие инфицированного ВИЧ к летальному исходу.

Это заболевание носит название ВИЧ-инфекция и имеет несколько стадий. Последняя стадия называется СПИД.

 

СПИД

Синдром – совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния.

Приобретенного – заболевание приобретается в течение жизни.

Иммунного – недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней.

Дефицита – отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.

 

Термин СПИД появился в 1981 году, когда многое об этой инфекции было еще неизвестно. В настоящее время он приемлем для обозначения только последней стадии заболевания.

Единственным источником распространения ВИЧ является зараженный этим возбудителем человек. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в такие ткани, как роговица глаза, как известно, не имеющая сосудов. В первые недели после проникновения в организм вирус себя никак не проявляет. Он "приспосабливается" к человеку и распространяется по различным органам и тканям.  Человек уже заражен, но выявить инфекцию сложно. При этом вирус не устойчив во внешней среде и погибает при температуре 51 градус в течение нескольких минут (при 100 градусах – за одну минуту).

 

Стадии протекания болезни

Первая стадия – острая инфекция. Она протекает как "гриппоподобное заболевание" (повышение температуры, насморк, кашель, сыпь на коже). Спустя 2 – 3 недели острый период проходит. Следует отметить, что в 60 70 % случаев острое начало может отсутствовать. Человек, не зная о наличии вируса, может заражать других.

Вторая стадия – асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования.

Третья стадия – персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3 – 5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфатических узлов, головные боли, расстройства кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен.

Четвертая стадия – пре-СПИД и собственно СПИД. По мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается. Организм не в состоянии бороться не только с патогенными, но и с обычными микробами, с детства живущими в легких, кишечнике, на коже. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10%. Смертельный исход неизбежен.

 

От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда и 10 12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.

Наибольшая концентрация ВИЧ отмечается в биологических жидкостях инфицированного человека, таких как кровь, семенная жидкость (сперма), вагинальный секрет, спинномозговая жидкость, грудное молоко. Слюна, слезы, пот, моча также содержат вирус, но в малой концентрации, поэтому не являются опасными в плане передачи ВИЧ.


Лекция 2

Пути передачи ВИЧ-инфекции

В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи:

 

половой;

парентеральный (при попадании вируса в кровь);

вертикальный (от матери ребенку).

 

Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов

Парентеральный путь передачи. Основным фактором передачи является контакт с кровью инфицированного человека. Он может произойти при:

совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно;

употреблении наркотика, зараженного вирусом; при изготовлении или фасовке;

пользовании общими предметами (посудой для приготовления наркотика, шприцем для деления "дозы", фильтрами);

использовании нестерильного инструментария для нанесения татуировок или пирсинга; совместном использовании маникюрных или бритвенных принадлежностей;

существует вероятность заражения при переливании инфицированной крови и ее препаратов. Однако с  введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием донорской крови и ее препаратов, сведена к минимуму.

Вертикальный путь передачи. Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. ВИЧ-инфицированной беременной женщине в ходе консультирования объясняются последствия сохранения беременности и возможность рождения инфицированного ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 30 45%. Своевременное выявление инфицированности у беременной и применение медикаментозной терапии позволяет значительно уменьшить риск рождения инфицированного ребенка.

 

В условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя  исключить вероятность заражения каждого из нас. Все же среди населения выявляются группы повышенного риска инфицирования: наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, лица с беспорядочными половыми связями, молодежь в целом.

Появление ВИЧ-инфекции, отсутствие каких-либо действенных препаратов для ее лечения вызвали огромное количество слухов и домыслов о путях передачи ВИЧ. Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

            при дружеских объятиях и поцелуях;

            через рукопожатия;

            при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

            через предметы производственной и домашней обстановки;

            через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

            в общественном транспорте;

            насекомыми, в том числе и кровососущими;

            воздушно-капельным путем.

Риск заражения ВИЧ значительно снижается при сексуальном контакте с использованием презерватива. Нельзя заразиться при уходе за больным СПИДом.

В начальный период развития инфекции невозможно выявить факт заражения. Защитные антитела к ВИЧ появляются через 3 – 6 месяцев. Это так называемое "сероконверсивное окно", немое течение инфекции в организме. Однако в этот период инфицированный человек, не зная о наличии инфекции, способен заражать других. С появлением антител к ВИЧ возможно выявление ВИЧ–носителей при проведении специальных лабораторных тестов, которые можно пройти в любом медицинском учреждении вне зависимости от места жительства, работы, учебы. Кровь берется из вены и направляется в лабораторию. Ответ можно узнать по телефону, достаточно только сообщить номер регистрации. Первичный положительный ответ еще не свидетельствует о заражении ВИЧ. Он бывает у страдающих аллергическими болезнями, беременных, алкоголиков, при опухолевых и других заболеваниях. Поэтому для постановки окончательного диагноза необходимо повторное тестирование.



Лекция 3

Принципы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД

 

Профилактическая работа, как  и всякая другая социально-педагогическая деятельность, находит свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих ее общую направленность, организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах. В области профилактики ВИЧ/СПИД они в целом обусловлены требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социально-педагогических процессов, собственно социально-педагогическим процессом, включающим в себя и профилактическую работу, а также накопленным практическим опытом.

            Принципы – это своего рода рекомендации о путях достижения поставленных целей в области профилактики ВИЧ/СПИД, о правилах и особенностях организации профилактической работы с различными группами молодежи, а также способах взаимодействия участников профилактики с ее организаторами. Их соблюдение и реализация позволят профессионально правильно выстроить тактику профилактической деятельности. Использовать принципы необходимо комплексно, что предполагает постоянный их учет на всех этапах. Кроме того, принципы не могут использоваться в отрыве друг от друга или каждый по отдельности. Их использование принесет пользу только в случае, если они будут применяться фронтально и все сразу.

            Организаторы профилактической работы  должны внимательно познакомиться с принципами, изучить их и помнить о том, что среди них нет главных и второстепенных. Они все равнозначны и значимы. Игнорирование же их может принести вред профилактическому процессу.

            В области профилактики ВИЧ/СПИД среди молодежи нами были выделены две группы принципов: Принципы организации профилактической работы и принципы руководства деятельностью участников профилактики. Охарактеризуем их более подробно.

Принципы организации профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД

 

1. Принцип научности, объективности и достоверности требует, чтобы предлагаемая в области ВИЧ/СПИД информация на каждом  этапе профилактической деятельности основывалась на научных данных, была выверена и не содержала сенсационных предположений и гипотез. Кроме того, он требует избегать излишнего упрощения, искажения отдельных фактов и научных положений по проблеме ВИЧ/СПИД.

Далее, этот принцип предполагает, что в системе всей профилактической деятельности будут использованы научно обоснованные формы и методы организации профилактики,  начиная с построения плана профилактической работы, определения комплекса знаний в соответствии с половозрастными особенностями аудитории и характером взаимодействия. Он опирается в этом процессе на межпредметные связи и в целом учебный процесс.

2. Принцип доступности и посильности вытекает прежде всего из закономерностей возрастного и индивидуального развития личности.  Материал, предполагаемый для информации, должен быть доступным, понятным для детей и молодежи. Так, например, с младшими школьниками нецелесообразно рассматривать медицинские аспекты болезни. Здесь следует больше внимания уделять гигиеническим требованиям, способным защитить ребенка от  СПИДа, а также формировать у детей гуманное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.

 3.  Принцип половозрастного и индивидуального подхода к организации профилактической работы в области СПИДа подчеркивает необходимость учитывать готовность аудитории воспринимать ту или иную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД. Особенно это касается тех вопросов, которые связаны с проблемами половой и сексуальной культуры. Все это зависит от конкретной средовой ситуации, от позиции родителей, самой молодежи, учителей, а также от других факторов, которые обязательно должны быть исследованы организатором профилактической работы до ее начала. 

4. Принцип системности и последовательности подразумевает, что профилактический процесс не может быть отдельным и разовым мероприятием и осуществляться от случая к случаю. Результативной профилактика будет лишь в том случае, если процесс приобретет организованный характер, а система информирования и обучения будет представлять собой последовательное и пошаговое действие в области информирования молодежи о ВИЧ/СПИДе, истории болезни, ее основных стадиях протекания, признаках, путях распространения и мерах профилактики. Вместе с тем этот принцип требует, чтобы полученные знания, практические умения обязательно закреплялись и давали возможность участникам профилактического процесса развивать собственную активность в совершенствовании информированности о проблеме ВИЧ/СПИД.

5. Принцип наглядности в профилактическом процессе предполагает связь с реальной жизнью, подкрепление конкретными фактами тех ситуаций, которые существуют в области  СПИДа сегодня. Наглядность в профилактической работе активизирует и чувственный опыт молодых людей по отношению к проблеме ВИЧ/СПИД, способствует формированию сознательного отношения к отдельным своим поступкам и поведению в целом.

Наглядность в профилактической работе может быть использована и как иллюстрация (схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и т. д.), и как источник самостоятельного знания, и как условие для создания проблемный ситуаций. В системе наглядности могут быть также использованы  учебное телевидение,  видеозаписи, слайды и многое другое.

Однако необходимо иметь в виду, что применение принципа наглядности требует того, чтобы, используемая наглядность в области профилактики СПИДа также соответствовала возрастным особенностям детей и молодежи и умело включалась организаторами  в профилактический процесс. В тоже время, наглядные материалы для занятий по профилактике ВИЧ/СПИД могут быть подготовлены и самими участниками профилактики.

6. Принцип рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и методов профилактической работы предполагает, что организатор должен использовать самые разнообразные ее формы и методы (беседа, рассказ, игра, практические занятия, викторина), а также различные способы взаимодействия участников процесса: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, элементы профилактической деятельности могут быть внедрены как в учебный процесс (урок), так и в систему деятельности детей и молодежи вне учебных занятий: на вечерах отдыха, дискотеках, в различных детских и молодежных объединениях и формированиях, в систему деятельности по формированию здорового образа жизни, обучению детей способам безопасной жизнедеятельности. Этот принцип предполагает также, что основу профилактической работы составляет прежде всего общение, взаимодействие между ее участниками.

7. Принцип ответственности организаторов профилактической работы содержит в себе требования, направленные на  то, чтобы работу с молодежью в области профилактики СПИДа осуществляли только компетентные кадры. Они должны ясно представлять цели и задачи профилактической деятельности, особенности и специфику использования средств и методов профилактики ВИЧ-инфекции в детской и молодежной среде.

Принцип нацеливает также организаторов этой работы на ответственность за представляемую информацию, за вооружение молодых людей только научно обоснованными и научно выверенными знаниями и способами защиты от СПИДа. В то же время профилактическая работа должна вестись в рамках нравственности, этических норм, защиты психического и физического здоровья подрастающего поколения, привития им норм здорового образа жизни и навыков безопасного поведения как одного из важных условий профилактики ВИЧ/СПИД.

8. Принцип создания единой системы профилактической работы имеет в своей основе потребность объединения и координирования совместных усилий учебно-воспитательных учреждений, где осуществляется целенаправленная профилактическая работа в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, семьи, а  также других социальных институтов (средств массовой информации, учреждений досуга, здоровья, спорта, туризма), широкой общественности в интересах предотвращения угрозы распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимой части нашего населения, какой является молодежь.

                    Действуя согласно этому принципу, организаторы профилактической работы должны заботиться о создании в своем учреждении, учебном заведении единой и целостной системы профилактической работы в рамках как учебного, так и воспитательного процесса. Их деятельность должна быть также направлена на подготовку волонтеров, добровольцев, способных нести знания о ВИЧ/СПИДе, путях его профилактики своим  сверстникам, группам молодежи социального "риска", тем самым расширяя профилактическое поле борьбы с распространением заболевания. 

 

Принципы руководства деятельностью участников профилактического процесса

 

1. Принцип стимулирования активности и деятельности участников профилактической работы означает необходимость включения в систему профилактических мероприятий детей и молодежи на уровне "субъективности", то есть постоянное стремление организатора профилактической работы активизировать саму личность на участие в ней. Конечно, мера активности здесь должна быть обусловлена мерой возможностей самой личности. Однако ее направленность должна проявляться и в развитии познавательной сферы через осознание, осмысление, усвоение информации по проблеме ВИЧ/СПИД, и в возможности участия в самостоятельном поиске информационного материала, а в дальнейшем и в участии в роли "докладчиков", "информаторов", "агитаторов", оппонентов по той или иной проблеме, рассматриваемой на занятиях.

            Проявлению активно-деятельной позиции личности в ходе профилактической работы во многом будут способствовать предлагаемые в сборнике игры, творческие задания, ролевые ситуации, конкурсы и т. д., которые как  раз и ориентированы на выявление и формирование суждений, отношений, оценок, взглядов, касающихся тех или иных проблем в области профилактики ВИЧ/СПИДа.

2. Принцип стимулирования сознательности и ответственности участников профилактической работы за свои действия, поступки и поведение выражает необходимость сочетания целей профилактики и самой личности. Этот принцип вытекает из общепризнанного в области психологии, педагогики, социальной работы закона единства сознания и действия. Однако, как известно, сегодня распространение ВИЧ-инфекции во многом обусловлено неадекватностью и безответственностью молодежи в плане своего поведения и игнорированием ими норм социально ценного поведения в обществе, среди сверстников, в семье.

            В связи с этим соблюдение принципа стимулирования сознательности и ответственности направлено на выработку у молодежи в ходе профилактической работы   ответственности прежде всего за заботу о своем "Я", о самом себе, о своем здоровье, развитии и совершенствовании. Реализация этого принципа выражается в постоянной концентрации внимания участников профилактического процесса на том, что уберечься сегодня от СПИДа можно во многом благодаря собственным усилиям, соблюдая нормы и правила безопасного поведения в любой жизненной ситуации.

            В то же время профилактическая работа должна быть построена так, чтобы каждый участник этого процесса понимал и чувствовал, что получаемая информация жизненно необходима для него,  имеет очень важное значение для организации его жизнедеятельность в настоящем и будущем, способна защитить от возможности заражения ВИЧ. Иначе профилактика может стать простым просветительством.

            3. Принцип конфиденциальности обусловлен тем, что в ходе профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД могут возникнуть ситуации, когда кто-то из участников захочет поделиться личной проблемой, информацией о наличии у себя негативных привычек, сообщить какие-либо сведения о лицах, действия и поведение которых может провоцировать распространение ВИЧ-инфекции.

            Принцип конфиденциальности требует, чтобы информация подобного рода не стала доступна для окружения, ибо в таком случае она может принести вред как самой личности, так и ее взаимоотношениям с окружающими. Такая информация может быть подвергнута профессиональной перепроверке, и в случае, если организатор убежден, что представленная информация несет вред жизни и безопасности молодого человека, она может быть доведена до сведения тех, кто по закону может разрешить возникшую проблему.

                4. Принцип целенаправленности означает, что цели и задачи профилактической работы должны находиться  постоянно в центре внимания организатора профилактики. Они определяют направление, содержание, способы, формы и методы организации профилактической работы в соответствии со сложившейся социальной ситуацией в области СПИДа в данном регионе, с уровнем готовности аудитории к этой деятельности, ее интересами и потребностями. Достижение цели является мерилом успеха в профилактической работе. Вместе с тем принцип целенаправленности выполняет еще одну функцию. Он объединяет все принципы организации профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД в одно целое, придавая научную обоснованность ее способам и методам.


Лекция 4

Методические рекомендации по проведению профилактики ВИЧ/СПИДа    в школе

 

            Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

            Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены прежде всего на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции.  Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они – путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

            Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с молодежью. Однако в данном сборнике мы предлагаем только те, которые прошли апробацию и пригодны для внедрения в массовую практику работы со школьной молодежью разновозрастных групп.

            В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые прежде всего будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

             Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Эффективным методом убеждения является пример. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

            Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности  может использовать и методы  объяснения,  диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

            В этих целях в сборнике рекомендован для практического использования рассказ "Что такое СПИД". Организатору профилактической работы важно помнить, что длительность его не может превышать двадцати минут, а информация должна быть краткой, доступной и эмоционально насыщенной. В ходе рассказа можно использовать наглядный материал,  имеющийся в сборнике.

            Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон – организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

            Рекомендованная в сборнике беседа "Что надо знать о ВИЧ/СПИДе", не только ставит своей целью  вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности  в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

            Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к  более сложному методу  профилактики – лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

            В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

            Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

            Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников и уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к  ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

            Следует отметить, что предлагаемые в сборнике игры могут использоваться  и в диагностических целях. Они позволяют оценить уровень знаний  школьников в этой области, степень их информированности о способах защиты от ВИЧ-инфекции.

            Для младших школьников в сборнике предлагаются подвижные игры "Между огнями" и "Али-Баба и сорок разбойников". С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

            Большой набор игрового материала предлагается  для старшеклассников. Так, игра "Риск заражения" является универсальной технологией в области профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД, поскольку ее можно использовать не только после лекции, но и вместо нее. Здесь в ходе игровой ситуации закрепляются полученные знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ-инфекции, степени риска заражения тем или иным путем, формируется  осознанный выбор старшеклассниками того или иного поведения.

                Ролевая игра "Чья сторона?" ставит своей целью  вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией.  Исполняя определенные роли ("провокаторы", "защитники", "неопределившаяся молодежь"), школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании  мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Игра "Цепная реакция" позволяет наглядно продемонстрировать школьникам возможную скорость распространения ВИЧ-инфекции основными путями (при различных видах половых контактов, через попадание вируса в кровь, от матери ребенку). Она призвана насторожить старшеклассников, заставить их задуматься о поведении, которое может повлечь за собой заражение ВИЧ-инфекцией.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении  ВИЧ/СПИД. 

В рамках освещения проблемы взаимоотношений с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом мы предлагаем использовать игровой тренинг "Лабиринт".  Его целью является формирование у молодежи гуманного отношения к  ВИЧ-инфицированным.  В процессе игры учащиеся могут прочувствовать ситуацию ВИЧ-инфицированного, отношение к нему – как с пониманием, так и с пренебрежением. Естественно, что после игры организатор профилактической работы должен провести беседу либо анализ сложившихся подходов к общению с людьми, которые по тем или иным обстоятельствам стали жертвами СПИДа.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики – анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа. Поэтому в сборнике вы найдете и сценарий детской сказки "Кузнечик" для начальной школы, и сценарную разработку тематической дискотеки "Молодежь против СПИДа" для старшеклассников.

Не следует думать, однако, что предлагаемые в сборнике материалы необходимо использовать именно так, как они описаны.  Представленные здесь варианты, при необходимости легко видоизменять, дополнять другими, усовершенствовать, опираясь на собственный опыт, коллективное творчество и реальную ситуацию.

  Источник:  Е.С. Смирнова, Е.Н. Родионова, Л.М. Близнюк  ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-инфекции в школе. Сборник практических материалов